Думали ли Вы когда-нибудь, чтобы вы выбрали, если было бы надо прожить много лет где-нибудь в одиночестве и была бы возможность взять с собой только один музыкальный альбом? Ну или просто выбрать для себя один, самый лучший, музыкальный альбом? Не сборник, а именно альбом, на многократное прослушивание которого вы будете обречены? Я думал об этом и мой ответ - "The Concerts in China" Жана Мишеля Жарра.
Уверен, многие будут удивлены таким легкомысленным выбором и в комментариях, выбирая учтивые выражения, расскажут мне, что я сильно заблуждаюсь и есть на свете другие, гораздо более сильные, исполнители и альбомы.
И я согласен с Вами, но сердцу не прикажешь. Китайские концерты Жана Мишеля я слушаю, как минимум, каждые выходные, когда готовлю на плите вкусности для семьи под сопровождение чего-то в бокале и готов слушать эту музыку еще и еще. Но перейдем к делу. Вот первых, вот сам альбом -
Во вторых, я хочу о нем рассказать, потому что история этих концертов весьма примечательна.
Concerts in China были концертным туром Жана Мишеля Жарра в 1981 году. Он стал первым западным музыкантом, приехавшим в Китай с концертами после эры Мао и политической и культурной революции 1949 года. Китай тогда активно сопротивлялся проникновению западного искусства и музыки. Подобная музыка была полностью исключена из программ китайского радио, которые полностью состояли из информационных программ и традиционной и классической музыки.
Почему же китайские функционеры пригласили французского электронщика на гастроли? Возможно, в обществе и в партии назревали изменения и "неоклассический стиль", применявшийся в предыдущих альбомах Жарра, заставил китайских чиновников считать его более -менее подходящим для гастролей. Они не хотели, чтобы их изображали слишком застрявшими в прошлом, и смесь успокаивающих и знакомых мелодий Жарра, казалось, предоставила прекрасную возможность.
Пять концертов прошли в двух крупнейших городах - Пекине и Шанхае для аудитории в 120 000 зрителей. Первый, более короткий концерт продолжительностью 50 минут транслировался по радио Китая.
И команда музыкантов и китайская сторона испытали друг от друга реальный культурный шок. По словам биографа Жарра, Жана-Луи Ремильё, во время настройки музыкального оборудования на площадке в Пекине, обеспокоенные китайские рабочие спросили ошеломленных технических специалистов Жарра, где им установить вентиляторы, которые будут дуть музыку в аудиторию!!!
Природа электронных инструментов была явно чуждой китайцам, и китайский тур мгновенно стал для Джарра и его команды чем-то большим, чем просто музыкой.
События китайского турне были запечатлены съемочной группой, сопровождавшей команду Жарра в туре. Часовое видео с избранными яркими моментами - музыкальными и другими - было позже выпущено в продажу (но сейчас, конечно, доступно на YouTube совершенно бесплатно) и остается увлекательным для просмотра, поскольку китайские культурные нормы очень сильно отличались от того, к чему мы привыкли.
На первом концерте Жарра публика сидит в полной тишине, конец каждой песни приветствуется несколькими вежливыми аплодисментами - никаких аплодисментов или криков. К тому времени, когда тур заканчивается в Шанхае, публика представляет собой шумную толпу с поднятыми кулаками, подпевающая музыке. Возможно, это был не тот результат, на который рассчитывали китайские лидеры, но факт остается фактом - китайский тур Жарра прошел с огромным успехом и музыкант по прежнему популярен в этой стране.
Концертный альбом по итогам гастролей Les Concerts en Chine был выпущен в 1982 году на Disques Dreyfus. На нем были представлены записи с концертов в Пекине и Шанхае. Альбом является первым релизом новых композиций "Night in Shanghai", "Laser Harp", "Arpegiator", "Orient Express" и "Souvenir of China" (студийная запись).
Новая аранжировка старинной китайской песни "Fisherman's Chant at Dusk" также впервые появляется как "Fishing Junks at Sunset", исполненная с симфоническим оркестром Пекинской консерватории. «Сувенир Китая» стал постоянным украшением последующих концертов Жарра. Альбом является единственным живым релизом на сегодняшний день, который включает исполнение частей 3, 4 и 5 Magnetic Fields.
Кроме, пожалуй, первой композиции на альбоме, мне очень нравятся все мелодии и само построение альбома, включая вплетение в него не-музыкальных звуков: уличных шумов, китайского языка и др. Надеюсь, что и Вам он понравится.
Альбом доступен для покупки как на CD, так и на виниле:
Подписывайтесь на канал, пишите комментарии. Если Вам интересно прочитать про Китай, например, про пуск в 1954 году первого прямого поезда Москва-Пекин, жмите сюда.
Фото из открытых источников в интернете и моего винилового альбома "The Concerts in China" Жана Мишеля Жарра.