«Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор. 1:21-22)
Крещенская купель разрешает нас от прежних грехов и присоединяет ко Святой Матери Церкви. А в Таинстве Миропомазания каждому христианину сообщаются благодатные дары Святого Духа, которые помогают ему удержаться от нового впадения в грех, познать Творца и усовершенствовать свою душу.
Смысл Таинства Миропомазания
Сегодняшним рассказом мы продолжаем цикл бесед о Таинствах Церкви, начатый с повествования о Таинстве Крещения. Когда крещение над человеком совершает священник, миропомазание следует практически сразу после выхода верующего из крещенской купели. И неофит не всегда осознаёт, что прошёл не через одно, а через два великих Таинства. Между тем, миропомазание навсегда меняет жизнь человека, ведь на него сходит Сам Бог Дух Святой!
Крещение освобождает верующего от прежних согрешений, но злая похоть, склонность ко греху, полученная в момент неверного выбора Адама и Евы, сохраняется в человеке. И может вновь столкнуть его в яму страстей. Своими скудными силами христианин не может сопротивляться греху. Но обильная благодатная помощь Божия подкрепляет его в личной духовной битве. Эту-то помощь каждый из нас получает в Таинстве Миропомазания.
Но и это ещё не всё! Вместе с печатью дара Духа Святого мы получаем чудесную способность глубоко понимать Священное Писание и правильно выбирать направление на пути богоподобия. Вот как об этом говорит святой апостол и евангелист Иоанн: «Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое это помазание учит вас всему и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Ин. 2:21,27).
Миропомазание в истории Церкви
Таинство Миропомазания было установлено ещё в первом веке по Рождестве Христовом. Непосредственными учениками Спасителя. Вначале существовало две его формы: возложение апостолами своих рук на верующих или помазание их миром. Но возложение рук апостолы практиковали также при исцелении больных и при поставлении достойных христиан в священный сан. Кроме того, Церковь день ото дня ширилась, и апостолы уже не могли оказаться сразу везде.
Поэтому ученики Христовы и поставленные ими епископы начали варить святое миро, которое можно было бы в малом количестве вручить каждому пресвитеру для укрепления верующих в добродетели. Чин миропомазания принял современный вид уже в III веке, а в следующем столетии его, за исключением чрезвычайных обстоятельств, было решено совершать непосредственно после Таинства Крещения.
В древности христиане при возложении рук или миропомазании получали не только дар разумения Евангелия, но и другие благодатные дары: чудотворений, исцелений, прорицания, владения иностранными языками. Эти дары были нужны первым христианам для проповеди Евангелия в мире. С течением времени они стали гораздо реже проявляться в Церкви. Но это свидетельствует не об оскудении Церкви благодатью, а о выполнении большей части задачи становления Церкви.
Чинопоследование миропомазания
Сразу по окончании крещения священник достаёт особую кисточку (стручец) и сосуд со святым миром (особым благовонным маслом). Неофит к этому моменту должен насухо обтереть тело. В особенности, места на которые священник будет наносить миро. Окуная стручец в миро, батюшка крестообразно помазывает части тела верующего: лоб, глаза, нос, уши, грудь, руки и ноги. При нанесении каждого креста он произносит тайносовершительную формулу: «печать дара Духа Святаго».
Таким образом, священник призывает Духа Святого сойти на помазываемого, а самого помазываемого через это как бы усвояет Богу. Подобно тому, как хозяин опечатывает своё имущество. После чтения Апостола и Евангелия читается особая молитва, при которой батюшка вытирает специальной губкой места помазания. При этом он говорит: «крестился еси, просветился еси, миропомазался еси». Если совершается крещение и миропомазание ребёнка, к святому миру не нужно прикасаться восприемникам (крёстным).
Миропомазание и елеопомазание
Не следует путать миропомазание с елеопомазанием. Первое – это благодатнейшее Таинство Церкви, совершаемое над христианином единственный раз в жизни. Второе же имеет несколько видов. Иногда христианин тяжело заболевает и просит совершить над ним Таинство Соборования с особыми молитвами о прощении грехов и исцелении души и тела. Молясь, священник помазывает верующего елеем. В другом случае елеопомазание происходит на вечерних богослужениях и служит не более чем символом благодати, полученной христианином в ходе совместной молитвы.
Кто, как и когда варит святое миро?
В древности в состав святого мира входило около 55-ти веществ. На сегодняшний день при его приготовлении их используется около сорока. Основными вещественными компонентами мира являются: оливковое масло, ладан, белое вино, лепестки роз, фиалковый корень, пряный корень, калганный корень, а также эфирные масла, такие как мускатное, розовое и гвоздичное.
Мироварение принято совершать только в автокефальных (самостоятельных) Поместных Церквях, коих на сегодня в мире пятнадцать. В Русской Православной Церкви чин мироварения совершается в Малом соборе Донского монастыря с понедельника по среду Страстной седмицы. В это время в миро постепенно добавляются все необходимые вещества, заготовленные ещё на Креспопоклонной неделе. А над мироварней читается Евангелие.
В Великий Четверг во время Божественной литургии в патриаршем соборе миро освящается. А затем его распределяют по епархиям и оттуда – по каждому приходу на канонической территории Церкви. После приготовления часть нового мира всегда добавляется в старое, хранящееся на престоле в мирохранительнице, а часть старого – в новое. Это действие напоминает нам о приемственности благодати в Церкви от самих апостолов.
Зачем миром помазывали царей?
Ещё в Ветхом Завете сообщалось о том, что миром помазывали первосвященников, царей и пророков. Человека помазывали миром в знак его особого почитания и в знак его высокого служения. Самого Господа мы именуем «Христом», то есть «Помазанником» в переводе с греческого. Как высшего Первосвященника и Небесного Царя. Обычай помазания царей миром сохранился и в новозаветные времена.
Помазание на царство осуществлялось тем же миром, что и в Таинстве Миропомазания. При этом для помазанника испрашивалась сугубая благодать Божия для его нового ответственного и многотрудного служения. Подобно тому, как в Таинстве Рукоположения для ставленника в священный сан испрашивается всё большая и большая благодать Божия. При этом и то и другое Таинства происходят лишь единожды и не могут быть повторены.
Присоединение к Церкви через миропомазание
Если человек обращается в Православие из иудаизма, индуизма, ислама, буддизма и других нехристианских религий и культов, а также из еретических и некоторых раскольнических учений, его принимают в Церковь через Таинство Крещения. А вот лютеран и кальвинистов – через Таинство Миропомазания. Это же справедливо и в отношении бывших католиков или представителей Армянской апостольской церкви, над которыми в их конфессиях миропомазание не совершалось.
После Крещения и Миропомазания отношения человека со своим Творцом полностью меняются. Верующий получает действительный шанс в своей жизни уподобиться Богу. Для такого человека справедливы слова преподобного Серафима Саровского: «Что отличает святого от грешника? Ничего, кроме решимости!».
Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!
Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!