Автор канала « ПолезНЯШКА » Оксана Полякова говорит, что с приходом в Дзен ее жизнь серьезно изменилась. Канал вышел на монетизацию через три дня и за два с половиной года принес солидный доход: три миллиона рублей. Мы поговорили о том, как создавать полезный контент для женщин, общаться с подписчиками и экспериментировать с разными форматами.
Кондитер из управляющей компании
Первое образование — повара-кондитера — мне не пригодилось, и я пошла учиться на экономиста. Параллельно работала секретарем в управляющей компании, проще говоря, была приемщицей жалоб. Как только жильцам отключали воду или мыли подъезд на минуту позже расписания, мой телефон разрывался от звонков.
Должность секретаря в УК сложно назвать работой мечты. В детстве мне хотелось стать журналистом, думала, что буду писать о моде. Много знала о косметике и парфюмерии, читала глянец, была в курсе мировых тенденций. Но с журналистикой не получалось до мая 2018 года.
Друзья знали о моей детской мечте. Однажды они показали мне Дзен и предложили что-нибудь написать. Сначала я отнекивалась, но в итоге стало любопытно. А вдруг получится? Решила попробовать и в качестве эксперимента завела блог о парфюмерии, косметике и моде: эти темы оказались для меня самыми близкими.
Стильно-парфюмерное образование
За первую неделю в Дзене я опубликовала семь текстов. Дебютная статья «Как наносить хайлайтер: техника ослепительного сияния» набрала 20 тысяч дочитываний, остальные шесть в сумме принесли больше 100 тысяч дочитываний. Уже на третий день блог вышел на монетизацию. Тут я поняла, что тексты — это мое. Накануне очередной сессии забрала документы из университета: решила, что хочу не считать, а писать, и ни капли об этом не пожалела.
Чем больше писала, тем сильнее хотелось узнавать что-то новое. Так в моей жизни начался беспрерывный процесс обучения. Я прошла курс по имиджу и стилю в Европейской академии имиджа, изучала аналитику моды в Высшей школе имиджа и стиля, получила специальность в Гильдии аромастилистов.
Чтобы находить новый материал для блога, нужно постоянно учиться. Я слушаю лекции по истории моды, читаю книги о красоте, парфюме и одежде, а еще хочу попробовать себя в создании собственной парфюмерии.
Пионерка новых инструментов
С удовольствием хватаюсь за все новое, что появляется в Дзене. Как только появились Яндекс.Формы, сразу взяла их на вооружение. Например, проводила опросы для читателей, чтобы узнать их мнение о контенте. Когда в блоге начался спад, я спросила через формы, каких материалов не хватает. Оказалось, что читатели хотят больше узнавать о косметике. Вернула косметические темы, и канал снова ожил.
Довольно активно использую галереи. Сначала выпускаю статью, а через неделю-две — галерею по ее мотивам. Это хорошо работает. Например, галерея «Как я менялась с годами» набрала 150 тысяч дочитываний и почти две тысячи лайков.
В последнее время экспериментировала с обзорами косметики в галереях, но получилось не очень удачно. Теперь хочу больше рассказывать в этом формате о себе и показывать истории из своей жизни.
Недавно провела первый стрим. Получилось не идеально: слишком волновалась. Но это классный опыт! Когда читатели лично общаются с блогером, доверие к нему растет. Автор может быть бесконечно талантливым, но, если он не на связи со своими подписчиками, аудитория будет терять интерес.
Ближе к читателям
Недавно я завела чат, и в нем уже 450 человек. Сначала думала, что буду просто давать советы, как выбрать парфюмерию, но в итоге чат превратился в девичьи посиделки. Я активно общаюсь с 10–15 подписчицами. Мы даже запланировали встретиться, чтобы попить кофе с пирожными и поговорить о женском.
За пределами формата
Чтобы читатели не заскучали, контент должен быть разнообразным. Я давно вышла за рамки косметики в сторону личного: пишу о саморазвитии и финансах, рассказываю истории из своей жизни и делюсь впечатлениями от путешествий.
Я люблю разнообразить контент. Например, собрала вопросы читателей в Яндекс.Форме и ответила на них в отдельной статье . Получилось необычное и интересное интервью. А недавно поделилась очень личной историей о походе к психотерапевту и получила десятки комментариев с поддержкой. Это лишний раз показывает, что читателям нравятся блогеры, которые умеют разговаривать со своей аудиторией.
Без расходов нет доходов
Один из самых популярных форматов блога — обзоры косметики. Чтобы делиться с читателями честными отзывами, я сама покупаю и тестирую все образцы. В коллекции появляются разные варианты от бюджетной косметики до люксового парфюма. В основном это спонтанные решения: увидела акцию или распродажу — купила несколько средств.
Затраты на блог варьируются от пяти до 50 тысяч рублей в месяц, но есть одна стабильная статья расходов: покупка изображений с Depositphoto (1000 рублей в месяц). Мне не всегда хватает собственных фотографий, а статьи без красочных иллюстраций дочитывают плохо.
От хобби к основному заработку
Первый доход канал стал приносить на третий день, но впереди была огромная работа. Чтобы показатели росли, я писала новые статьи каждый день. В 2019 году даже бросила работу в сфере ЖКХ и полностью сосредоточилась на блоге.
Мой заработок складывается из монетизации, нативных интеграций и партнерских ссылок. За два с половиной года канал принес три миллиона рублей, при этом каждый год выручка растет пропорционально качеству контента. Лучшим стал декабрь 2020 года, когда я заработала 240 тысяч рублей.
Наибольший доход приносит монетизация, но есть много предложений и по нативным интеграциям. Друзья в шутку даже называют меня «королевой нативок»: в 2019 году у меня вышло 69 таких статей. А недавно я стала добавлять в материалы виджеты с товарами. Так я помогаю читателям сразу купить косметику, о которой рассказываю. Самый доходный виджет в статье о парфюме принес мне 24 тысячи рублей, а товар купили больше 50 раз.
О будущем
Главный план — не стоять на месте. Если считаешь, что достиг мастерства во всем, остается только закрыть блог: ничего нового читателям ты уже не скажешь. А у меня еще столько неизученного и интересного, что работы хватит на годы. Например, хочу развивать видеоформат и чаще проводить прямые эфиры. Впрочем, в Дзене так часто появляется что-то новое, что идей для развития блога точно будет предостаточно.
Подготовил Антон Техтелев