Многие мамы понимают, что у ребенка есть какие-то проблемы по практически одинаковым для всех признакам: ребенок не играет, не реагирует или не понимает обращенную к нему речь, не смотрит в глаза, нет указательного жеста, нет понятной речи, а только звукоподражания, птичий язык и т.д.
Мы с сыном тоже это прошли. Я пыталась играть с ним, заниматься, как раньше делала с дочкой, но ничего не получалось. Сын отказывался от всего.
Невролог рекомендовала заниматься АВА-терапией. Но в нашем городе я не нашла такого специалиста, точнее нашла, но она работала только с очень тяжелыми детьми, на моего у нее просто не было свободного времени.
Поэтому я пошла обучаться методам АВА-терапии и читала, все, что находила по работе с детьми с особенностями развития.
Получалось, что только системные занятия с ребенком, могли принести результат. Проблема была в том, что сын меня игнорировал в играх или скандалил, при любой попытке, чем-то с ним позаниматься.
Поэтому, как и рекомендуют отцы бихевиоризма, я начала заниматься с сыном имитацией. К сожалению, это были не игры, это было преодоление. Преодоление своих нервов, страхов, криков и истерик сына, его сопротивления, нехватки времени.
У меня были на каждый день вот такие листочки:
Я начала с имитации действий. Сначала отрабатывали несколько действий: посмотри на меня, покажи мне, подай мне.
Я усаживала сына на стульчик, брала блюдце с поощрением (малюсенькие кусочки шоколада) и начинала...
Когда Ярик кричал, сползал со стула, махался руками, я брала его ручки и укладывала на колени и продолжала, удерживая руки на коленях.
Чтобы он посмотрел на меня, я брала кусочек шоколада и подносила его к своим глазам, или показывала на свои глаза, вообщем, всячески пыталась привлечь его взгляд к моим глазам.
Сначала, даже если он останавливал взгляд на моих глазах даже на секунду, я хвалила и давала поощрение. Потом поощрение сын получал только, за 2 секунды взгляда на меня, потом за пять...
Для себя отмечала: - не посмотрел, + посмотрел с подсказкой, ++ посмотрел самостоятельно.
Такие упражнения и переслаивала играми, которые сыну нравились, причем, если работали над имитацией мы за столом на стуле, играли на полу.
После каждого такого занятия я обязательно писала, что получилось, что нет, на что отвлекался, над чем еще надо поработать.
Для обучения Покажи мне, я брала руку сына, выставляла указательный пальчик и говорила: покажи мне слона, и показывала его рукой. Причем просила показать те предметы, которые сын любит - он любит зверей, у него в комнате фотообои, вот по ним и показывали сначала, потом перешли на предметы в комнате, мебель и предметы, которые сразу не заметишь. Точно так же, сначала показывала его рукой в своей и поощрение, потом подсказку уменьшала.
Когда пошел прогресс пошел достаточно быстро, чего мы начали заниматься уже по традиционной АВА: показывала движение и просила: сделай так. Так мы учились танцевать - шаг вперед/шаг назад, шаги в стороны, хлопки/игра в ладушки. Потом перешли на: Собери так же, я строила домики из кубиков, сын повторял, потом сложнее и сложнее, кубики Никитина, Лего по образцу.
Когда имитация движений стала успешной в 50% случаев, подключила имитацию мимики: сын уже знал, что от него требуется, поэтому проблема повтора возникала только тогда, когда язык, например, не мог двигаться как надо, или не получалось один глазом подмигнуть. Но и это преодолели постепенно.
И после имитации мимики, перешли к имитации звуков. Т.к. к этому моменту, сын уже звуки все знал и говорил и слова пошли из-за медикаментозного лечения, со словами имитацией практически не занимались, Ярик сразу повторял все, что скажу. Поэтому перешли к более сложным упражнениям.
Все это заняло у меня два-три месяца. Сейчас так просто это писать и вспоминать, на самом деле, мне было очень сложно. Первые полмесяца сын сопротивлялся!!! У меня после каждого занятия тряслись руки, слезы, неверие в то, что поможет, срывалась. Сын одно время даже от поощрения отказывался, лишь бы не делать.
Причем, если смотреть по моим записям, все происходило по сценариям игротерапии:
1-3 занятие, ребенок проверяет, как взрослый относится к его действиям, демонстрирует высокий уровень тревожности
4-6 занятие, проявляет любопытство и исследовательская активность снижается, в то время агрессивная игра, голосовые эффекты достигают пика.
7-9 занятие, агрессивная игра почти исчезает, а творческая игра, выражение радости достигают кульминации
10-12 занятие, значительного развития достигают игры по установлению отношений
13-15 занятие, бессюжетная игра и невербальное выражение гнева достигают максимума, тревожность по сравнению с предыдущими занятиями вырастает, учащаются попытки управлять взрослым, увеличивается число вербальных взаимодействий.
Потом уже взаимодействие стабилизируется.
Так что, как бы не было сложно, главное знать, что все равно все получится, все уже давно исследовали и это просто психологические процессы, которые неизбежны.