Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Про ментов и колдунов

Николай Валентинов

СОГ (следственно-оперативная группа) следак, опер и участковые.
СОГ (следственно-оперативная группа) следак, опер и участковые.

Прозвище он придумал и прилепил к себе сам. Дизель! Внушительное и звучное. Для брутального мужика,  каким он себя считал – самое то. По деревням фамилии зачастую одинаковые. Имен тоже не слишком велик выбор. Как людей идентифицировать, если добрая половина поселка (ну если не половина, то четверть точно) носит твою фамилию, а десятка полтора еще и по имени совпадают. Прилепят прозвище – даже и не сомневайся. И не факт, что будет тебе нравится. Поселково-деревенская статистика утверждает, что только один из десяти удовлетворен своим прозвищем. Дизель (еще когда Дизелем не был), решил не пускать дело на самотек. Как только решил обосноваться в поселке, так сразу громкогласно, прилюдно и неоднократно объявил,  что кликуха его – Дизель! Так и приклеилось. Шумной, габаритный. Лицо – как топором вырубленное. Никаких скруглений. Ну и выпить любитель. В пьяном виде шумной и шебутной. Но при этом не конфликтный, не скандальный, добродушный и как то даже стеснительно-вежливый. Такое сочетание не редкость среди простых работяг. С лупоглазым актером по имени Вин Дизель ничего общего.

Я – участковый с десятилетним стажем. Достаточный опыт и умения на уровне. Нет предела совершенству. Специфика сельского участкового такова, что обслуживать приходится огромные территории с небольшим количеством населения. Причем население убывает, а площади прибывает… В ведении моем уже добрая половина района (по площади), а населения – чуть больше трех тысяч человек. Причем четверть этого населения в деревнях и поселках только прописаны. Кто то на вахте по нескольку месяцев, а кто то насовсем в городе обосновался. Рабочих мест – раз, два и обчелся. Почти всех знаю лично. Ну а меня и тем более все знают. На поселках и в деревнях мелькаю часто. Протяженность моего участка… А как считать? Если по кратчайшему расстоянию (по карте) от моего кабинета в сельской администрации – около 50 км. до самого отдаленного населенного пункта. Если по дорогам – порядка 170 километров. Если по автобусным маршрутам, как обычно участковый добирается до места происшествия  – больше 300 получается.

От райотдела милиции до моего кабинета 120 километров грунтовой дороги. Точнее сказать бездорожья. Если погодные условия благоприятствуют, т.е. сухо и дорога почищена, часа три с половиной ехать. Если не благоприятствуют, если дожди заливные и все размокло, или метели метут, что чистить не успевают – от четырех часов до… Можно и вовсе не доехать.

Вышестоящее руководство редко посещает меня. Если поругать и наказать – проще в отдел вызвать, на ковер в кабинет Начальника. Виноват участковый всегда и везде. Мало преступлений на участке – участковый не работает, не выявляет преступлений. А может и вовсе укрывает преступления? Наказать! Если много преступлений – куда участковый смотрит? Почему не проводится профилактическая работа? Увеличение на 5% с АППГ (аналогичный период прошлого года) – наказать! В общем всегда и кругом виноватый. В отделе бываю по два раза на неделе. Слава Богу, что не всегда " на ковер". Чаще с материалами – требуют сдавать их лично, а не "SMS-ками" (в пакете на имя Старшего Участкового). Либо проездом. Прямого автобусного маршрута от сельсовета до всех деревень и поселков нет. Приходится с пересадкой, через райцентр. Денег на автобусы расходуется немало. Особенно когда убрали бесплатный проезд на общественном транспорте для сотрудников милиции. 

Хорошо еще, что Владимир Владимирович Путин подмогнул. Помните, как он одно время был Председателем Правительства?  Не у Ельцина, а после первого (или второго?) своего президентского срока. Решил пошерстить милицию. Зашел без предупреждения в один отдел – там бардак. Зашел в другой – то же самое. Зашел в участковый пункт милиции – а там работа кипит. Участковые пишут, печатают, "колют" и "шьют". Все в мыле, все при деле. Все в форме при нашивках и трезвые. Стал расспрашивать, а ребята то отвечают по делу и грамотно. Чувствуется, что работать умеют и работают. Участковый - универсальный солдат. Все умеет, за все службы могЁт.
- А что у вас с раскрываемостью? А какой это процент от раскрываемости всего отдела? Сколько? Да это вы, ребята, заливаете… Кто сказал " Зуб даю?". Вы еще скажите: "Век воли не видать…". А зарплата у вас сколько? Сколько-сколько? Немного…

Проверил Владимир Владимирович, что ему участковые "по ушам тёрли". Оказалось, что правду говорили. Больше 50% преступлений раскрываются участковыми. Остальные участковские раскрытия  делят между собой другие службы, но все таки галочки участия участковых ставят. И возникло у него ощущение, что если всю милицию сократить наполовину, а участковых (и оперов – про них ВВП и так все знает) оставить в прежнем количестве, то показатели не снизятся.
И выдал Путин участковым приз: за пять лет работы в должности – полтора оклада, за десять лет работы – два. Получаю две зарплаты. Ни или почти две... Денежное довольствие - штука сложная, не сразу разберешься.

За все время работы проверяющих с уровня "выше отдела" у себя в кабинете я видел всего один раз.  Все инспекции и проверяющие ограничивались зданием отдела милиции и участковыми пунктами близлежащих и асфальтоводоступных участков. Там и документация в порядке и лишние бумаги из столов убраны. Там сотрудники потеют и краснеют, отбиваясь от назойливо-активных проверяющих. Ну а главный принцип любой проверки: "Если нарушений не нашли, значит не работали".

Что то отклонился от личности самого Дизеля, главного героя повествования и наших с ним отношений в то конкретное лето.

Нарисовалась в отделе проверка. Серьезная, инспекторская. Как раз в то время попал отдел в категорию "неугодных". Прессовался не по детски. И по разведданным проверяющие имели конкретное задание найти как можно больше недостатков. Искали… Последний день работы проверяющих – комплексная проверка моего административного участка. Причем это не просто "выезд на шашлыки", как обычно бывало. Проверка всего и по всем направлениям деятельности службы участковых. И с выявлением недостатков. В общем все удовольствия. Есть там, в команде проверяющих, особенно злючая и въедливая баба по учетно-регистрационной дисциплине.

Я эту "радостную" новость встретил в поселке Красная, родине и месте жительства Дизеля. Причем именно с Дизелем на тот момент и беседуя.
Надеялся благополучно отсидеться в глуши лесного поселка. А еще лучше смотаться вообще в самый дальний угол обслуживаемого участка: на Выю, в Северный, Гаврилово… Даже пешком.

Распоряжение от Начальника передал дежурный отдела по телефону:
- Немедленно выбираться в Согру и встречать проверяющих. Завтра они весь день работают у тебя.
- Возможно приедут? Или со стопроцентной вероятностью?
- Точно приедут! У них запланирована проверка именно твоего участка.

Это плохо… Раз запланировано, то точно приедут. За невыполнение плана их самих по головке не погладят. Обычно проверяют выборочно. Сами определяют, кто из участковых попадает им на растерзание. Как правило это административный участок райцентра (кабинет в отделе слева от входа), либо в пределах пятнадцатикилометровой зоны (ближайший ПГТ), либо попутно в областной центр. В общем вариантов на самом деле оказывается немного: всего то четыре участковых пункта милиции. Там уже ребята к проверке готовы. Да и проверок таких они уже видели-перевидели. Чуть ли не каждый месяц какая ни будь сволочь (виноват – проверяющий) приезжает. Привыкли.

Мне же удачно удавалось избежать общения с проверяющими. Иммунитет против них не выработан. Естественно, что боюсь проверки, прямо до дрожи в коленках. Ну да чему быть – того не миновать. К тому же выслуга на минимальную пенсию у меня есть. Если даже найдут косяков на увольнение – без куска хлеба не останусь. А что бы без пенсии уволить, так мне столько и при желании не нагрешить.

Воспитательная беседа с Дизелем в самом разгаре. Его состояние "маленько трезвый" требует общения. Вот и заявился он в контору ЖКХ, где я в тот момент базировался и столовался.
- В общественном месте, в пьяном виде? Придется подписать протокол.
- А может без протокола обойдемся?
- Нет, без протокола никак нельзя. Не могу я тебя просто так отпустить, раз уж ты мне на глаза попался пьяный. Ладно бы один на один с тобой встретились где то на тихой улочке. Сделал вид, что не заметил. А тут полная контора народу. Люди на работе, можно сказать: при исполнении. Штраф? Ну конечно штраф. Если бы хулиганил, то большой штраф, а так мелочь. Не будешь платить? Да мне как то от этого не горячо и не холодно. Взыскивать штрафы – не моя обязанность. По неуплате штрафов другие люди приезжают. Видел их? Ну конечно – все их видели…
Дизель не сдается:
- Если оштрафуешь меня, я на тебя "напухторю". У меня отец знаткой был и я много чего могу.

(прим. НАПУХТОРЮ – порчу наведу. ЗНАТКОЙ – знающий, умеющий колдовать НР)

Парирую:
- На меня наговоры не действуют. Сам местный. И участковые иммунитет на них имеют.
И тут же приходит в голову интересная мысль:
- Ко мне завтра должны проверяющие приехать, сможешь на них дистанционно диарею наслать?
Слышу, как в соседней комнате смехом прыснули бухгалтера. Засмеялся и Дизель:
- Да не вопрос. Легко!
- Гарантируешь?
- Гарантирую!
- Тогда прощу. Сам твой штраф заплачу.
А тут и машина подошла. Хорошо, что попутка подвернулась.

На следующий день сижу в своем родном кабинете. В смятении чувств. Не знаю, за что схватиться. Что спрятать, что бы не нашли, а что на стенку повесить, что бы у всех на виду было. Хотя бы пару дней на подготовку… Да все по командировкам. То в Палово, то в Красной, а то на Вые. В обещания пьяного Дизеля конечно же не верю. Какие там у него способности экстрасенсорные…

Каждые пятнадцать-двадцать минут звоню в отдел. То дежурному, то участковым. Что бы точно знать время выезда. Часа три с половиной занимает дорога от Тоймы до Согры. Дорога хорошая… Во сколько их поджидать? Уже знаю, что приедут четыре человека, в том числе и эта въедливая женщина-майор. В том, что найдут море недостатков, нарушений и недоработок – даже не сомневаюсь.

- Выехали?
- Нет еще, собираются.
………………………….

- Выехали?
- Нет еще. По отделу ходят. Но машина для них уже подана – у крыльца стоит.
………………………….

Выехали?
Нет еще. Минут через двадцать выезжают.
………………………..

- Выехали?
- Нет еще.
………………………

Около одиннадцати часов дня у меня появляется смутная надежда на благополучный исход. Минимум три часа ехать им до Согры, да потом столько же обратно. Сегодня последний день работы. Завтра с раннего утра уезжают в Архангельск. После обеда ко мне вряд ли поедут. Чего на ночь то глядя?
И точно: около часу дня благие вести от дежурного, голосом Лени Барменского:
- Отбой дан поездке! Можешь расслабится и работать по плану.

Радости нет предела! Даже солнышко вроде бы яркости прибавило. Не знаю: может у проверяющих была веская причина отклонится от плана и не ехать ко мне. Может "нарыли" в отделе столько недостатков, что мои косяки не понадобились. Самое главное. что пронесло…

А где то в глубине души (или мозгу – в анатомии не силён) маленькое сомнение:
- А вдруг это все таки Дизель подсобил?

жду проверяющих
жду проверяющих

https://proza.ru/2018/08/21/118

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Николай Валентинов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц