Пока в России кипят дискуссии относительно текущих внутриполитических трендов и того, допустимо ли позволять работать в стране иностранным агентам влияния типа Навального, за океаном происходят крайне интересные события в сфере энергетики и связанных с нею топливных и технологических проблем, которые потенциально затронут все страны на планете. Проблема фактической «заморозки» почти половины штата Техас на фоне аномальных для юга США морозов позволяет нам проанализировать то так называемое «зеленое» будущее, которое готовится в закулисье мировых экономических форумов для всех нас.
Итак, практически в режиме реального времени мы наблюдаем крах мифа о том, что на возобновляемых источниках энергии можно выстроить полноценную энергосистему. В Техасе сейчас все эти поля ветряков и солнечных панелей сейчас стали не генераторами энергии, а ее потребителями. Социальные сети обошли фотографии вертолетов, которые на вполне себе ископаемом топливе обрабатывают химическими реагентами лопасти ветряных турбин. В Техасе уже зафиксированы смерти людей от угарного газа, так как местные жители буквально ночуют в своих автомобилях, стоящих в гаражах с включенными двигателями (опять таки сжигая бензин, произведенные из нефти), что и приводит к таким трагедиям.
Мало того, после старта кризиса с морозами на Среднем Западе вдруг совершенно «случайно» выяснилось, что организации, ответственные за энергоснабжение Техасе просто не имеют возможности, например, обеспечить себе дополнительные мощности за счет перетока энергии из других штатов. Причина банальна – нет систем переброски энергии, ЛЭП-интерконнекторов, так как «свободная рука» рынка порешала, что так будет выгоднее и менее накладно в плане содержания инфраструктуры. Нет в США и соответствующей общенациональной диспетчерской службы, которая бы имела полномочия по перераспределению свободной энергии из других штатов.
Собственно говоря, и раньше специалисты говорили о том, что возобновляемые источники энергии могут в лучшем случае служить компенсаторами перепадов и способом удешевить и сократить потребление ископаемого топлива, на котором и функционируют стандартные (и наиболее надежные) электростанции на газе, мазуте, или угле. Однако, как показал опыт того же Техаса, на новомодных возобновляемых источниках нельзя построить постоянно действующую, а главное отказоустойчивую энергетическую и тем более отопительную систему. Все это, кстати, уже привело к тому, что стоимость киловатт-часа в Техасе подорожала в несколько десятков раз, а сами США прекратили поставки природного газа в ту же Мексику, так как он «вдруг» понадобился самим американцам, чтобы сжигать его на газовых электростанциях.
Все эти аспекты текущей крайне холодной зимы на самом деле сулят именно нашей стране довольно серьезные выгоды. Во-первых, глядя на печальный опыт Техаса, а также других штатов и стран (включая и замерзающий юг Евросоюза) вырастет как цена на ископаемое топливо, так и потребность в новых технологиях его добычи и переработки. Россия как крупнейший газовый хаб получит приток инвестиций и клиентов. Также не стоит сбрасывать со счетов и такие в плане строительства и поддержания проекты как современные АЭС. А ведь на волне «зеленобесия» на Западе всерьез рассуждают о том, что надо отказаться не только от угольной генерации, но и от атомной. Что ж, теперь, подрастеряв технологии, кадры и лоббистские возможности. И тут наша страна с ее огромным ресурсным потенциалом и ноу-хау в энергетике способна предложить миру схемы устойчивого, выгодного экономически и экологически формата энергетики. Без искусственной абсолютизации солнечных панелей, ветряков и прочих пусть и важных с точки зрения диверсификации, но все вспомогательных способов энергогенерации.