Неоднократно приходилось слышать о подводных лодках на Байкале. Самый распространённый звучит примерно так. « В 1949 году на одно из режимных предприятий Улан - Удэ доставили подводную лодку класса «Щука», после сборки субмарину спустили в воды Байкала для поиска золота Колчака. Проект курировал сам Лаврентий Берия11 июня (какая осведомлённость !) в одном из отсеков произошёл пожар. Экипаж спешно покинул лодку и она затонула.» На поверку информацию оказалась ложной. Хотя подводный спецназ на Байкале действительно работает. Особое подразделение возникло не вчера, имеет свою историю.
Во время Великой Отечественной войны водолазы проходили подготовку в Слюдянке, а потом поднимали полуторки с хлебом, утопленные врагом по дороге жизни на Ладожском озере, сами топили фашистские суда, но об этом мало кто знает. О существовании базы на южном берегу озера, эвакуированной во время войны с Черного моря, даже местные жители не знали, о работе отряда на другом конце озера сегодня - лишь догадываются. Восполнять пробел начнём с экскурса в историю.
Привет из Кронштадта
В 1938 года состоялась первая в истории ВМФ учебная высадка с подводной лодки вооруженной группы легких водолазов, которые впоследствии использовались в решении специальных боевых задач.
В разные годы водолазная школа, основанная в Кронштадте, базировалась в Петрограде, Саратове, Казани, в начале сороковых ее включили в состав Учебного отряда Черноморского флота, и она переехала в Севастополь. В процессе еще одной реорганизации - объединения с водолазными курсами ЭПРОНа - школу была переименовала в Балаклавский военно-морской водолазный техникум.
В начале Великой Отечественной войны дело шло к расформированию многих школ, в том числе Выборгской и отправке краснофлотцев на сухопутный фронт, однако вмешался случай: 2 августа 1941 года в проливе Соэла-Вяйн в районе маяка Тоффи затонула советская подлодка С-11, подорвавшаяся на вражеской мине. Получив пробоину, субмарина легла на грунт на глубине 11 метров. Спустя 6 часов трое моряков, используя индивидуальные дыхательные аппараты, успешно покинули подлодку через кормовой торпедный аппарат. История с подлодкой подтолкнуло командование изменить планы по переводу моряков в сухопутные части, и школы срочно эвакуировали в тыл.
Часть Балаклавского военно-морского водолазного техникума перевели сначала в Астрахань, а затем вглубь страны, подальше от линии фронта – в Слюдянку, расположенную на южном берегу Байкала. Школа водолазов готовила специалистов три года, до 1944 года, когда заведение вернулось в освобожденный Крым.
Это одна из самых малоизученных страниц нашей истории. Есть сведения, что моряки размещались в клубе «Железнодорожник». Для них на озере специально выстроили пирс, затопили часть техники, на которой отрабатывали приемы спасения, закладки взрывчатки и т.д. Особым испытанием для водолазов стала лютая зима 42-43 года. Но погружения не прекращались даже в сильные морозы. Над майнами, которые мгновенно схватывались от холода, были установлены палатки, отапливаемые печами- буржуйками. В Слюдянке обучали не только водолазов, а ещё готовили специалистов по такелажному делу, специалистов-подрывников, а также диверсантов.
С эвакуацией водолазов история морских сил на Байкале не закончилась, 5 мая 1976 года Политбюро ЦК КПСС издает директиву об охране искусственных сооружений Забайкальской и Дальневосточной железных дорог. За безопасность тоннелей БАМа с акватории Байкала отвечал дивизион 104 дивизии дислоцированный в Северобайкальске под командованием капитан - лейтенанта Виктора Сгурского, в состав которого входило 12 сторожевых катеров. В 1986 году в небольшой бухте на Севере Байкала забили первый колышек учебно- тренировочного комплекса. Через три года на его базе сформировали учебный дивизион подготовки водолазов для морских подразделений внутренних войск. Спустя еще семь лет создан отдельный морской учебный дивизион внутренних войск.
Дивизион сторожевых катеров
Лучше подполковника в отставке Анатолия Васильевича Амельченкова про историю морского отряда на Байкале вряд ли кто расскажет.
В Северобайкальск Амельченков прибыл 27 марта 1984 года на должность командира полка.
- На тот момент небольшие заставы в Усть – Куте, Окунайке, Новом Уояне имели свои катера, из личного состава на точках находились мичман и два моряка, - рассказывает Анатолий Васильевич, возглавляющий сегодня Совет ветеранов войны города. - Через месяц после моего прибытия был образован дивизион сторожевых катеров (ДСК) общей численностью около ста человек. В сентябре на должность командира ДСК прибыл капитан – лейтенант Сгурский. Собственно, дивизион сторожевых катеров явился прообразом современной морской части.
Опуская хронологию подчинения и переподчинения части, интересно остановиться именно на том, как создавалось воинское подразделение. Его строили хозспособом, вы можете себе это представить? Да, как модно выражаться сегодня, с привлечением спонсоров. По гвоздю, по доске, постепенно вырастали здания.
– Личный состав дивизиона вначале жил в роте специального назначения, а потом начали строить свою казарму. У нас были хорошие, рабочие отношения с трестом, управлением железной дороги, которые помогли возвести базу. Правительство Бурятии выделило территорию площадью 0,7 гектара. Когда командующий войсками узнал об этом, он нас похвалил и дал добро на продолжение работ.
Я слушал Анатолия Васильевича, и не верил своим ушам: эти люди ходатайствовали перед руководством республики о выделении участка на берегу Байкала, нет, не для собственных дач, баз отдыха и прочих мест «для стрижки купонов». Они выбивали место для охраны государственных объектов, для защиты рубежей. Напомню, в непосредственной близости проходит стратегическая магистраль – ветка БАМа. Откровенно говоря, не могу представить аналогичную ситуацию сегодня. Как тут не вспомнить таможенника Верещагина и его знаменитую фразу: « Я мзду не беру..»
Бережное отношение к государственному имуществу, необходимости оберегать от врагов, мне кажется, выработалась у Амельченкова на генетическом уровне. Родившийся на Брянщине в деревне Суземки (что означает – глухомань), Анатолий Васильевич, будучи, по сути младенцем, вместе с матерью был угнан фашистами в рабство, где провел несколько лет. Мальчишка даже не знал своего дня рождения.
- Помню, спрашивал: «Мама, когда я родился?», она отвечала: «За неделю до яблочного спаса».
Фотографий со строительства воинской части практически нет. Тогда некому было снимать, нечем и некогда. Работали с утра до поздней ночи. Старались запечатлеть лишь особо важные события, как приезд космонавта, например. В гостях у северобайкальцев побывал дважды герой Советского Союза Юрий Малышев.
Доклад: сколько гвоздей забили за день/
- Посмотрите, какой прекрасный военный городок построен сейчас, не то, что в наше время. Мы каждый день докладывали командованию – сколько гвоздей забили, сколько досок достали! Представляете? Офицеры жили в балках, приходит после службы, во времянке холодно, пока натопит, на сон остается три- четыре часа, - и снова на службу. Что бы поддержать военнослужащих, мы собирали дикоросы, держали подсобное хозяйство, сажали огурцы, растили крупный рогатый скот, свиней, кур, кроликов. Распоряжение министра - обеспечить дополнительный паек на каждого солдата в размере 36 рублей – выполняли беспрекословно. До сих пор солдаты - срочники, служившие в 89- 90 годах, шлют письма, я их не помню уже, а они помнят. Сейчас ничего этого нет, у командира больше возможностей заниматься вопросами службы, а не хозяйственной деятельностью, поэтому при встрече всегда говорю: «Только служите, как следует, у вас все есть».
Захватывающее видео о подводном спецназе на Байкале
Продолжение следует
Борис Слепнёв, Фото автора
Использованы снимки из архива героев материала