Рост продаж поддерживался повышенным спросом на алкогольную продукцию в период карантинных ограничений и высокой востребованностью туризма в винодельческих регионах России после закрытия границ.
По данным «Анализа рынка вин в России» , подготовленного в 2021 г, в 2015-2018 гг их продажи в стране сократились на 9,1%: с 1014 млн л до 921 млн л. В данный период реальные располагаемые доходы россиян снижались. При этом цены на вина ежегодно росли в результате повышения акцизных ставок и удорожания импортных виноматериалов, широко используемых российскими производителями вин. В результате, потребители стремились к экономии и сокращали объемы покупки дорогого алкоголя, включая вина. Некоторые потребители переориентировались на более дешевую продукцию.
В 2019 г продажи вин в России увеличились на 5,3% относительно 2018 г и составили 970 млн л. Основная причина – адаптация потребителей к экономической ситуации и рост реальных доходов в стране, зафиксированный впервые с 2013 г. В 2020 г объем продаж вин в России достиг 1004 млн л, что почти соответствовало уровню 2015 г (1014 млн л). Рост продаж поддерживался повышенным спросом на алкогольную продукцию в период карантинных ограничений, высокой востребованностью внутреннего туризма в винодельческих регионах РФ после закрытия границ, а также активной скидочной кампанией розничных сетей.
При этом операторы рынка имели возможность сдерживать цены на вина за счет запасов, сформированных в 2019-2020 гг. Эти запасы включали: российское вино, произведенное в 2019 г из рекордного урожая винограда и в ожидании повышения акцизов; российское вино, произведенное из импортных виноматериалов до вступления в силу закона, ограничивающего их использование; импортное вино, ввезенное до повышения курса валют.
В 2021-2025 гг ожидается снижение объема продаж вин в России до 941 млн л в 2025 г. По сравнению с 2020 г продажи вин в стране сократятся на 6,3%. Основной причиной этого станет стагнация реальных доходов россиян и снижение численности населения в прогнозируемом периоде. Вина относятся к категории достаточно дорогих алкогольных напитков, и в условиях ухудшения экономической ситуации часть покупателей перейдет на более дешевую алкогольную продукцию.