То что сейчас культура переживает не лучшие свои годы догадываются многие. Аналитики используют самые разнообразные слова для описания этого явления, такие как кризис, упадок, развал, но под всеми ними скрывается более точное определение, культура идёт под откос нашей цивилизации. Вместе с невероятным развитием современного человечества наблюдается чудовищный социальный регресс, в лучшем случае стагнация. Несомненно, у каждой эпохи человечества были свои критики, говорившие о проблемах своего времени, вот только современный упадок несколько отличается от того, о чем сокрушались интеллектуалы прошлого. Обычно об упадке и деградации культуры говорит какая то конкретная общественная сила, грубо говоря, исторический пессимизм это удел определенного фланга дискурса или людей с определенными политическими взглядами, чтобы не ходить далеко за примерами, можно вспомнить диссидентов- людей , отстаивающих взгляды, которые расходятся с j,щепринятыми. Но в наше время все обстоит несколько иначе, сейчас о всеобщем упадке говорят люди совершенно разных, временами диаметрально противоположных взглядов, как левые так и правые идеологи.
Очевидно, что каждый видит разные причины и следствия такого положения и уж тем более предлагают совершенно различные методы решения проблемы.
И естественно, коли речь зашла о деградации человечества, нельзя не обратить внимание, в первую очередь на то, как это находит отражение в искусстве, ведь оно является зеркалом всего человеческого сознания. Искусство должно давать ответ, реагировать как то, например протестом, предложением новых форм, вести зрителя к пробуждению, к ренессансу. Искусство в такие периоды может бросить вызов закостенелому миру, вдохновить общество, человека. И казалось бы, сейчас самое время, если движение в никуда ощутили интеллектуалы, то чем хуже деятели искусства? На таком фоне должны быть видны десятки «вдохновителей умов», но их нет. Тогда кто же вместо них?
Разберемся на примере музыки. У нас есть музыка которая пропагандирует «вечный рейв» и в самом рейве, как явлении нет никакой проблемы, просто это смотрится несколько гротескно на фоне стремительно падающей культуры, эдакий «вечный рейв на кладбище» В пример можно привести творчество групп Little Big и The Hatters, построенное на идее того, что чтобы не случилось, не важно, веселье должно продолжаться, ни смотря ни на что, можно назвать это идеей «пира во время чумы».
Помимо идеи «вечной тусы», в современной массовой музыкальной культуре просматривается депрессивно-сексуальная тематика. Отказ от романтики, воспевание «свободной» любви, саморазрушение через алкоголь и более сильные наркотики. Подобное течение представляют такие группы как «Луна», «Кис-кис» и многие подобные им. В дополнение к ответу, который дает культура на упадок и деградацию, можно привести и нежелание вкладывать какой либо смысл в свои произведения, намеренное и осознанное. Не надо париться, не надо задумываться, не надо ставить никакой проблематики, то есть как авторы слов они изначально хотят исключить возможность поставить хоть какой то вопрос перед слушателем. Наоборот, задача увести от любого размышления, это открыто заявил солист группы «Пошлая Молли» и Моргенштерн, смысл, говорят они, не нужен.
Ну еще одной важной реакцией музыки является дереализация, то есть когда окружающий мир, события и трагедии не важны, напротив, от них пытаются всячески уйти в максимально вымышленный мир. Это общая тенденция прослеживается в клипах, которые снимают нынешние российские «творцы». Дорогущие машины, виллы, цепи из золота, роскошное убранство. Да по факту весь этот пафос, является лишь подражанием западу, но в этом и проблема, многие звезды запада действительно живут так, как описывают в своих треках, у нас же она никогда так не выглядит, потому что каким бы богатым ни был человек, на каких дорогих машинах он бы не ездил, он будет должен ездить по реальному миру, мимо всего того, о чем так отчаянно не хочется снимать клипы и петь песни.
И так, видя реакцию на мир интеллектуалов и абсолютное молчание со стороны популярной культуры, да разобрана лишь музыка, но в других отрослях все примерно на таком же уровне, я подошел к ответу на вопрос, куда же мы катимся? Дело в том, что похожая ситуация в истории культуры уже складывалась и не раз. Это декаданс, декаданс русской культуры, само понятие декаданса подразумевает развал культуры и абсолютную апатию со стороны деятелей искусства, стремящихся сбежать от мира с помощью саморазрушение или образа смерти и всякой низменности. Либо наоборот, через создание выдуманного, альтернативного мира, прекрасного и веселого рейва.
Многие исследователи эпохи декаданса в западных странах, а это примерно конец 19, начало 20 века, отмечали, что декаданские настроения в обществе проявлялись в период между переходов от прошлого к будущему, в момент поиска и переоценки ценностей, когда одна эпоха исчерпала себя, а другая еще не раскрылась. И в такие моменты у отдельного индивида, со своими стремлениями, отсутствует желание стать ячейкой общества и наоборот, присутствует желание обособиться, закрыться, любой ценой сбежать из общества, не принимать участие в деятельности большинства, по типу «моя хата с краю». Это чувствует как индивид, так и искусство.
Видный исследователь эпохи декаданса, Макс Нардау, в своей работе «Вырождение» описывал состояние человека и общества как «лихорадочная неутомимость», «тупое уныние», «безотчетный страх» и ощущение «гибели народов, со всей цивилизацией вместе». Все эти мысли были сказаны о конце 19 века, в основном о Франции, но как же порой это актуально звучит в России 21 века. Творцы 19 века видя падение культуры, могли лишь задаваться вопросом «А я то что могу? ” Они были не способны повлиять на мир вокруг и предпочитали либо сгнить вместе с ним, либо уйти в мир иллюзий.