Найти тему
Советский песенник

Ачи Пурцеладзе — человек Тбилисской национальности

Ачи Пурцеладзе, 2013
Ачи Пурцеладзе, 2013

Это фрагменты беседы с Ачи Пурцеладзе, записанной в 2013 г. Дублирую сюда, т.к. проект, для которого я делала запись, закрывается.

Пару дней назад мне улыбнулась удача: KINZA-café исполнился год, и Ачи Пурцеладзе, музыкант, чьё имя в России известно каждому, кто смотрел 1-й сезон проекта «Голос», прилетел в Краснодар поздравить друзей и побеседовал со мной до начала своей шоу-программы. Разговаривали мы целых два часа и затронуть успели самые разные темы. Материала получилось много, и сегодня я с радостью делюсь с вами самым интересным.

О дебюте и собственном голосе
А.П.: Я редко пел чужие песни (те, которые другие поют). В основном было так, что мне писали песни. 6 октября у меня был «юбилейный день»: 22 года, как я на сцене стою. В 91-м году у меня был 1-й выход, 1-я песня, которую мне написали специально, ну понятно: город Тбилиси — песня о Тбилиси. У меня был очень звонкий, чистый и хороший голос, запись сохранилась где-то на центральном радио. Сейчас насчёт звонкого голоса можно только мечтать… Могу сказать, что сейчас лучше стало, чем 10 лет назад. Тогда я просто орал на концертах, на стадионах. В Тбилиси есть стадион, который вмещает 80 тысяч. И вот полный стадион, и ты ведущий! И понятно, что если ты не кричишь, то они не кричат, а надо завести. И вот я их заводил и должен был каждого перекричать, а потом 2 недели я без голоса ходил. Так голос у меня поменялся и испортился. А сейчас просто я не веду такие масштабные концерты. В 33 года голос уже как-то привык… [смеётся] Горло уже «выстроено»: он будет кричать и орать, но мы будем сохранять связки.

Как сочиняется музыка
А.П.: Музыку я сочиняю по-разному. Мне главное успеть запомнить. Я помню, Сосо Павлиашвили (мой друг, я его обожаю, я из-за него скрипку закончил даже, с детства его очень любил и уважал) сказал, что везде ходит с диктофоном. Как только у него где-то бабахнула эта муза, он сразу записал. У меня ночью столько раз было, что вот мелодия, она мне нравится, я чувствую, что она пойдёт, а мне лень поднять одно место и дойти, а утром — всё, я забыл. А сейчас у меня как только что-то… вот здесь у меня в телефоне буквально 7 песен готовых. Я пишу сперва припев — это самое главное, он должен оставаться в ушах. А потом я ищу, как мне дойти до припева. Иногда я забываю и ищу правильные версии. Мучаюсь иногда, но в конце я дохожу до точки, и уже песня готова.

О коммерции и настоящей музыке
А.П.: 70% того, что я слышу, это не музыка. Исходя из того, что караоке — показатель популярности, самый популярный чувак у нас Лепс… Ваенга, ну Стас Михайлов. Я его не знаю. Может, он реально для себя дома слушает такую классную музыку, что хочется спросить: «Ну почему ты тогда эту х*ню играешь и поёшь?» Но коммерция подразумевает вот это, потому что надо продавать. Женщины начали плакать и петь — всё, ты на пьедестале. Порой получается, что не везёт тому человеку, который знает хорошую музыку, потому что он понимает, что вот 3 аккорда у Стаса Михайлова это не музыка.

О музыкальных инструментах
А.П.: Гитара это не моё. Пару раз я взялся, но нет. У меня скрипка, пианино. Скрипку я лет 15 уже не трогал, я с топором лучше справлюсь. А пианино — это обязательная тема, и этому я научился благодаря маме. Потом я уже сам захотел саксофон, Кенни Джи как раз тогда ворвался в нашу жизнь, и я начал подыгрывать, потом для себя писал соло, потом для друзей записывал. Постоянно думаю, что мне надо саксофона с клавишами больше номеров сделать. Сегодня у меня в программе будет казу. Там надо дуть и петь в эту трубку. И получается такой американский звук кантри. Это модно сейчас. Похоже на трубку, думают, что это курить, а это инструмент. Любой берёт его и играет — надо просто дуть со звуком. Помнишь, как Высоцкий играл на расчёске и бумаге? Губы так щекотно! Ну вот здесь то же самое: дуешь, там внутри какая-то плёнка, и звук получается такой специфический, как сурдинная труба…

О работе на радио и продвижении
А.П.: Я был очень популярным в Тбилиси и Грузии, и до сих пор остаюсь. Я как минимум 12 лет отработал на радио в Грузии, я был телеведущим, из 10 концертов 8 вёл я. Эти 2 почему меня не было? — Потому что просто клона Ачи не было… Я многим открыл дверь. Я работал в формате «хиты от 60-х и до наших дней», только известные имена! Но я умудрялся грузин, девочек и мальчиков, продвигать. Мне всё позволялось, потому что я был самый сумасшедший. Я был 1-м радио-ведущим, которого знали в лицо, потому что я концерты вёл. Подразумевалось, что Ачи — это радио «Фортуна», а радио «Фортуна» — это Ачи. Я творил там сумасшедшие вещи, на саксофоне в прямом эфире играл, люди даже не знали, что это я. Статус мне позволял кому-то позвонить и сказать, что вот этот сейчас придёт, прими, пожалуйста. Вот так случайно меня мама заставила. Она мне позвонила и сказала, что придёт мальчик к тебе на радио, моей одноклассницы сына друг, даст диск, и один раз ты это в эфир поставишь. А это рэп! Это вообще было нельзя, неформат. И вот приходит какой-то чувак на 3-й день, а я даже не помню, кто это. И он стал объяснять, что он друг одноклассницы сына, что мама мне о нём говорила… Ну а у нас 3 радиостанции, одна из них молодёжная, там как раз новинки, рэп, молодые грузины… И я зову своего друга, который там главный менеджер, даю ему диск и говорю: «Пусти для меня 1 раз, я не знаю, говно это или нет. Если что, на меня свали, скажи, что Ачи сказал поставить.» И он не может мне отказать. И всё, я ушёл. Через год этот чувак закрывал стадион на 14 тысяч! Через год! И вот таких было очень много.

О популярности, дружбе
А.П.: Популярность даёт мне вот это место, где я сегодня. У меня нет этого: «Дайте мне бизнес-класс, полбутылочки вот этого и, пожалуйста, меняйте мне воздух в комнате каждые 5 минут…» Мы все обычные люди. Самая большая звезда в любом направлении точно так же ходит в туалет, как я и ты, точно так же надевает эти тапочки, халат и зубы чистит с утра и вечером, я надеюсь. И что? То, что за 1 выход он получает лям?.. У меня в райдере только технические требования. Я Тбилисский. В Тбилиси нет нации. Если ты кого-то спросишь, какой он национальности, то понятно сразу, что ты не из Тбилиси, и это позор! Там одна национальность — Тбилисский. Вместе все в итальянском дворике, двери открыты с утра до ночи, большой стол во дворе, все вместе кушали. И у нас говорят, что самая лучшая дружба, это когда ты можешь в дом к кому-то зайти и холодильник открыть. У нас дружба круглосуточная. Слова «ты мне нужен» дорогого стоят. Здесь это потеряно, потому что тут если тебе кто-то «нужен», то ты потом в долгу, ты сидишь на ёжике и ждёшь, что и к тебе придёт новый год. А у меня нет такого, я просто делаю то, что я могу делать. И я для других лучше делаю — для себя я не могу.

О будущем
А.П.: Я думаю, что плохого не будет. Не зря я Ачи — человек удачи. Хочется, конечно, клип и не хоум-видео. Хочу альбом записать. Но мне жаловаться не на что, у меня после «Голоса» всё хорошо: есть банкеты, есть корпораты, есть концерты, есть работа. И в семье всё хорошо, и у мамы. Это самое главное!