Вторичная выгода - цель, которую человек попутно достигает в процессе удовлетворения намерения. Выяснение и удовлетворение не только намерения, но и вторичных выгод - необходимое условие успешного изменения.
1. Намерение – это то, ради чего человек создаёт поведение. Ценность, которую он хочет удовлетворить в первую очередь.
За поведением человека стоит определённая цель. Внутренняя потребность. То, что он хочет получить для себя. Намерение еды – насыщение, намерение зарядки по утрам – здоровье.
2. Намерение всегда положительно для его обладателя.
То есть намерение – это то, что человеку нравится и то, что он хочет. Другое дело – поведение, при помощи которого он это намерение пытается удовлетворить. У грабителя в тёмном переулке вполне позитивное (для него) намерение – получение удовольствия, благосостояние… Но вот его способ удовлетворения этого намерения весьма неприятен окружающим.
3. Намерение всегда внутри. Поведение чаще направлено наружу.
Как понять, а что является поведением, а что намерением? Намерение отвечает на вопрос "зачем", а поведение – "каким образом".
Намерение – сытость. Поведение – купить пирожок и съесть его.
Довольно часто трудно определить, какое же намерение стоит за поведением. Иногда как намерение пытаются назвать: "объяснить другим, познакомиться, поесть". Это поведение. Это некое действие снаружи. А намерение: "понимание, самоутверждение, сытость". Намерение – это что вы хотите для себя. Внутри. Какую ценность хотите удовлетворить. А ценности обычно описываются номинализациями: понимание, сытость, удовольствие, любовь, внимание. Можно и уточнить: настоящая любовь, искреннее внимание, подтверждение важности.
4. Поведение может быть неэффективным в контексте удовлетворения намерения.
Понятно, что поведение может быть несколько неэффективным. В том смысле, что оно может не удовлетворять намерение. Просто человек по другому не умеет. Но он старается.
Намерение – получение внимания. Вечеринка. Девушка с расстроенным видом сидит в углу, надеясь, что её там заметят и придут утешать. Но вот что-то никто не идёт… Намерение весьма положительно, но способ поведения, в данном контексте, судя по результату совершенно не эффективен. Но эта девушка по другом не умеет.
5. Вторичные выгоды – какие ещё важные потребности поведение удовлетворяет.
Но часто бывает так, что одним поведением человек пытается убить двух, а то даже трех, четырёх и более зайцев. То есть удовлетворить попутно ещё несколько потребностей. Например, намерение еды – насыщение (сытость). А попутно может удовлетворяться ещё куча потребностей: получение удовольствие, спокойствие (снять стресс), общение и т.д. Вот те потребности, которые попутно удовлетворяются поведением и называются вторичными выгодами. Ради вторичных выгод человек это поведение не создаёт. Это вроде дополнительных дивидендов.
Работа с навязчивостями типа курение, переедание и т.д. обычно осложнены тем, что такое поведение удовлетворяет большому количеству вторичных выгод.
Женщина приходит вечером домой и начинает активно кушать. Намерение её – сытость. Но попутно она получает удовольствие, отдыхает, расслабляется и отключается от неприятных мыслей о работе (что даёт ей спокойствие).
Мужчина курит для удовольствия. Но так же он использует курение для разбивки времени (закончил дело – покурил), для завязывания контактов (зашёл в курилку, закурил, завязал разговор с теми, кто курит там вместе с ним), для расслабления, для общения ("Пойдём, покурим") и т.д.
НЕМНОГО О "ВТОРИЧНЫХ ВЫГОДАХ"
6. Для того, чтобы выяснить ценность задаются вопросы: - Зачем тебе это надо? Для чего ты это делаешь?
7. Для того, чтобы выяснить вторичные выгоды задаются вопросы: - Что ещё тебе это даёт? Что ещё ты от этого получаешь?
Для того, чтобы выяснить намерение задаются вопросы: - А зачем тебе это нужно? Что это тебе даёт? Для чего ты это делаешь?
8. При изменении очень важно найти новые способы удовлетворения вторичных выгод.
Иногда бывает так. Жил был муж-пьяница. Жена его уговорила на "кодирование". Сходили они в центр, где мужа "закодировали". То есть определённым образом сделали так, что пить он физически не может. И человек изменился. Понятно, что его поведение, скорее всего, стало более социально приемлемым: он перестал пропивать зарплату, шляться неизвестно где и с кем и возвращать домой в три часа утра. Но, одновременно, он перестал быть весёлым и общительным, потерял кураж и перестал заниматься починкой вещей в доме. Раньше он использовал алкоголь для доступа к куче ресурсных состояний: весёлости, бодрости. Слегка "приняв" он хорошо общался и был очень "заводным". В этом состоянии он с удовольствие занимался домашними делами. Поведение запретили, а вот другого способа доступа к этим ресурсам муж пока не обнаружил.
Представьте – у человека болит нога. Сильно болит. Так, что он на неё не может наступать. И он ходит с костылём. С костылём ходить не удобно – медленно, руки заняты… Приходит Доброжелатель, отбирает костыли и громогласно заявляет: - Теперь ты свободен! Ты можешь ходить как все! Без костыля!
Человек радостно пытается идти, но… Нога болит. Костыль отобрали. И если раньше он мог ходить, хотя бы и с костылём, то теперь сидит дома. Хотя и без костыля. Либо находит заменитель – трость или просто суковатую палку.
¨Понятно, что на человека, который ходил с костылём исключительно по привычке, а нога давно прошла, отбирание костыля сказывается крайне благотворно.
Короче, ногу надо лечить.
9. Способ удовлетворения вторичной выгоды должен быть доступным, эффективным и надёжным.
Например, есть вторичные выгоды "хорошее настроение" и "удовольствие", которые удовлетворяются методом поедания большого количества шоколада. Это поведение конечно более социально приемлемо чем пьянство, но довольно неэкологично для человека. Толстеет он. Да и большое количество шоколада плохо сказывается на здоровье. Хотелось бы найти более экологичные способы получения удовольствия и хорошего настроения.
НО! Шоколад штука такая. Во-первых, это эффективно. Съел шоколадку – и сразу хорошо (в шоколаде содержатся вещества, повышающие настроение). Во-вторых – это доступно. Достал из кармана и съел. А если нет в кармане – шоколад есть практически в каждом киоске и магазине. В-третьих - это надёжно – шоколад срабатывает всегда. Единственный недостаток – в больших количествах вреден (то есть неэкологичен). Значит, когда мы будем искать ему замену нужно найти что-то достаточно надёжное, эффективное и доступное, но при этом ещё и более экологичное.
Например, для поднятия настроения можно сходить в кино, и это будет эффективно, надёжно и более экологично, но менее доступно. Шоколад можно есть и на работе, а вот кино смотреть проблематично. Для получения удовольствия можно почитать анекдоты, но часто анекдоты бывают не слишком смешные. Так что этот метод не столь надёжен и эффективен. Хотя доступен и экологичен.