Найти в Дзене

Женщины на грани и за ней

Открытый гей, Альмодовар почти всё своё творчество посвятил женщинам. Кармен Маура, Виктория Абриль, Пенелопа Крус играли в его фильмах не столько конкретных женщин, сколько архетипы. При этом Альмодовар умудрялся не скатываться в банальность.

Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".

Открытый гей, Педро Альмодовар почти всё своё творчество посвятил женщинам. Мало кто из режиссёров-мужчин так умеет раскрывать душу и тайны женщин, как он. По случаю выхода нового фильма мэтра «Разомкнутые объятия» мы вспоминаем прежние его картины с самыми яркими женскими образами.

Нескромное обаяние порока
Entre tinieblas, Испания, 1983, драма

Популярная испанская певица Иоланда не смогла пережить гибель своего бойфренда и ушла в монастырь. Решение это было непростое, потому что, как многие представители богемы, Иоланда плотно сидела на тяжёлых наркотиках.

Но в монастыре её встретили как родную. Оказалось, что мать-настоятельница монастыря не только является фанаткой Иоланды, но и сама не прочь нюхнуть кокаина. Вскоре певица поймёт, что в этих стенах тоже царит порок.

Эта картина — один из самых ранних наездов Альмодовара на церковь, которые он разовьёт во «Всё о моей матери» и «Дурном воспитании», вызвавших именно из-за этого самые горячие споры.

Что же до женских образов, то здесь в первую очередь показана слабость женщин перед искушением.

За что мне это?
Que he hecho yo para merecer esto?!!, Испания, 1984, драма

Глория живёт в маленькой квартирке в бедном районе Мадрида с мужем, двумя сыновьями и свекровью. Это уже повод для самоубийства, но ко всему прочему у них вечно нет денег, а муж давно не проявляет к Глории интереса.

Киноновинки недели. Очередная драма Педро Альмодовара «Разомкнутые объятия» против двух антикризисных «офисных» фильмов — хоррора «Затащи меня в ад» и комедии «Временно беременна». Угадайте, кто кого!

Чтобы снять стресс, Глория, работающая уборщицей и домработницей где придётся, изображает из себя самурая. Хотя тут уже надо махать не деревянным мечом, а настоящим.

Один её сын стал наркодилером, другой соблазняет отцов своих одноклассников. Как тут остаться слабой женщиной?

В «За что мне это?» у Альмодовара получился своего рода нуар. Во всяком случае, Глория — классический экзистенциональный герой, находящийся во власти обстоятельств. О труде, который требуется для борьбы с ними, и рассказывает фильм.

-2

Женщины на грани нервного срыва
Mujeres al borde de un ataque de nervios, Испания, 1988, комедия

Не слишком удачливую актрису Пепу Маркос бросил любовник по имени Иван. Чтобы выяснить, в чём дело, Пепа недолго думая отправилась к Люсии, бывшей жене Ивана. Люсия находится в состоянии помешательства, и их встреча ничего хорошего не сулит.

Десять фильмов фон Триера как история болезни. «Антихрист» — одиннадцатый полнометражный игровой фильм Ларса фон Триера. Оглядываясь на предыдущие десять, можно обнаружить интересные закономерности. Особенно интересные для врачей.

Тем временем к Пепе заявилась подруга Кандела, которая уверена, что её ищут, поскольку её любовник оказался террористом. Они отправляются к адвокату Паулине, и тут выясняется, кто же стал новой пассией Ивана.

Название фильма говорит само за себя. Все его героини не в себе — кто-то немного, а кто-то и конкретно. Тем интереснее наблюдать этот здорово разыгранный цирк.

Высокие каблуки
Tacones lejanos, Испания — Франция, 1991, драма

Немолодая женщина встречает свою дочь, с которой не виделась 15 лет. Разумеется, в подобных обстоятельствах рассчитывать на любовь дочери не приходится, но у них есть причины для конфликта и посерьёзней.

Оказалось, что дочь замужем за бывшим любовником матери, но и это ещё не всё. Обе женщины становятся фигурантками дела об убийстве, и на них объявляет охоту полиция.

Что ни фильм, то бурнее страсти. «Высокие каблуки» восходят уже к шекспировским традициям и посвящены теме необузданности женской эмоциональности.

Кика
Kika, Испания — Франция, 1993, драма

Кика работает стилистом-визажистом и вполне довольна своей судьбой. Случай сводит её с известным писателем Николасом, который просит загримировать его умершего пасынка Рамона. Кика не умеет отказывать и соглашается.

По ходу дела выясняется, что Рамон жив. Тут, казалось бы, можно и в ящик сыграть, но Кика реагирует достаточно экстравагантно — начинает роман с Рамоном. А чтобы запутать ситуацию окончательно, параллельно встречается с Николасом.

Ветреность Кики абсолютно недвусмысленна, и это можно было бы счесть обвинительным приговором, но всё зависит от интонации. Альмодовар подаёт всё так, что становится понятно: на женщин невозможно обижаться.

Цветок моей тайны
La Flor de mi secreto, Испания — Франция, 1995, драма

Книги, которые пишет Лео, продаются миллионными тиражами и мгновенно становятся бестселлерами, но её имя никто не знает, потому что она пишет под псевдонимом. Главное же, Лео не знает не только славы, но и любви.

-3

Её муж, военный офицер, сообщает, что намерен уйти от неё, потому что не видит будущего у их отношений. Оно и понятно: вскоре лучшая подруга признаётся Лео, что давно уже является любовницей её мужа. Писательница пытается покончить с собой, но и тут неудача.

Фильм необычайно богат на темы: тут и предательство близких людей, и творческая неудовлетворённость, и элементарная нехватка того, что принято называть «простым женским счастьем».

Живая плоть
Carne tremula, Франция — Испания, 1997, мелодрама

Виктор приходит к Елене, с которой был днём раньше, но та, мучаясь от ломки и ожидая запаздывающего наркодилера, даже не помнит его. Она просит его уйти, но он не хочет. В дело идёт револьвер, появляются полицейские.

При попытке его обезоружить Виктор стреляет, и пуля делает одного из полицейских инвалидом. Разумеется, он получает срок, а выйдя из тюрьмы, обнаруживает, что Елена стала женой искалеченного им полицейского.

Фильм нанизан, как на стержень, на довольно запутанный детективный сюжет, в котором, в отличие от прочих картин, главным героем является мужчина. Однако это не мешает понять главную мысль: всё зло от женщин.

Всё о моей матери
Todo sobre mi madre, Испания — Франция, 1999, драма

Мануэлла работает в Центре трансплантологии и учит врачей общаться с родственниками погибших. Её юный сын гибнет по нелепой случайности, и только тут, разбирая его вещи, она узнаёт, что его заветной мечтой было найти отца, которого он не знал.

Мануэлла отправляется в Барселону, где не была 17 лет, — город своего прошлого, о котором она не хотела вспоминать. Она хочет исполнить мечту погибшего сына, и это оказывается для неё единственным способом пережить трагедию.

Без сомнения, самый пронзительный фильм в карьере Альмодовара, «Всё о моей матери» охватывает безграничное количество тем, главной из которых, конечно, является материнская любовь и её жертвенность.

Поговори с ней
Hable con ella, Испания, 2002, драма

Медбрат Бениньо уже четыре года ухаживает за лежащей в комме балериной Алисией. Бениньо влюблён в свою подопечную и внимателен к ней так, словно надеется на взаимность. Он разговаривает с ней, словно она его слышит.

Но однажды у Алисии прекращаются месячные и становится понятно, что она беременна. Бениньо обвиняют в изнасиловании, и он попадает в тюрьму. И хотя ребёнок рождается мёртвым, роды пробуждают Алисию к жизни. Вот только Бениньо уже не суждено её увидеть.

Очень трогательный, полный нежности и любви фильм, «Поговори с ней» — ода женщине, преклонению перед ней. Пусть женщины играют тут пассивную роль, они всё равно остаются главными героинями.

Возвращение
Volver, Испания, 2006, комедия

Пожилая женщина Ирене умерла, но не торопится на тот свет. Однажды она появляется в квартире своей младшей дочери Солее, и та, сначала шокированная и испуганная, постепенно смиряется с тем, что рядом с ней живёт призрак матери.

-4

В этом статусе Ирене ведёт себя удивительно бойко: меняет причёску, помогает дочери в парикмахерской. Но всё же она никак не может открыться своей старшей дочери Раймунде, которая с ранних лет привыкла всё делать сама и везёт на себе безработного мужа и дочь-подростка.

Самый титулованный фильм в карьере Альмодовара (два приза Каннского фестиваля, номинация на «Оскар»), «Возвращение» посвящён теме силе женщин, их умению выносить любую боль, в котором с ними не сравнится ни один мужчина.

Автор: Александр Фолин, "Частный корреспондент".