Найти тему

Архиерейские дьяки 1874

b) Дьяки. Говоря о боярах, мы показали, что они были постоянными судьями при архиереях и несколько раз из приводимых свидетельств имели случай видеть, что на ряду с боярами, как судьями, всегда упоминаются и дьяки, или в качестве заведывавших письменною частью судных дел, или же просто в качестве помощников бояр. По своему происхождению дьяки были собственно люди не важные и не знатные. Степени низших чинов при царском дворе стояли так: стольники, стряпчие, дворяне, дьяки, жильцы, дети боярские 5). Но не смотря на свое очень не высокое положение в чиновной государственной иерархии, дьяки, благодаря крайнему невежеству наших предков, их безграмотности даже в высших правительственных классах (часто например воеводы не умели писать) и особенно их неуменью вести какия бы то ни было письменныя дела, с течением времени по своему роду деятельности приобрели очень важное и влиятельное положение в государстве. Они, как единственные присяжные знатоки законов и всяких письменных дел, сделались решительно необходимыми во всех тех случаях, где требовалось знание закона, старины, искусное составление деловой бумаги;— разсмотреть поданную князю или царю бумагу, сделать доклад из нея, указать и сделать выписки подходящих к данному случаю статей законов, составить новую бумагу, написать память, приказ и пр.,— все это было их дело,— это были юристы—практики древней руси,— люди необходимые во всяком деле, требующем знания законов, старины, письменнаго канцелярскаго искусства. Вследствие такого важнаго значения дья-

-------------

1) П. С. Р. Л. III, стр. 107. VIII, стр. 29. А. Э. I, № 229. А. И. I, стр. 353 и др.

2) А. Э. I, № 85. А. до Ю. б. II, № 183.

3) А. И. 1, стр. 367.

4) А. Э. 1, стр. 260.

5) Древн. вивл. ч. XX.

91

ков мы видим их при особе государей в качестве их секретарей, в приказах, при воеводах, при посольствах и даже иногда в качестве наместников в различных городах 1). Государство вполне ясно понимало важное, необходимое значение дьяков при производстве всех письменных дел и потому узаконило, что ни одна бумага не может иметь оффициальнаго, обязательнаго значения без подписи дьяков. Мало этого, сознание важнаго значения и необходимости дьяков во всех делах побудило государство ввести дьяков, не смотря на их очень не высокое происхождение, в государственную думу,— так произошли, вероятно в конце XVI века, думные дьяки 2). Оклады дьякам были поместные, равнявшиеся окладам московских дворян, но так же неравные, как и у последних. Денежное их жалованье в XVII столетии было от 80 до 150 рублей, думных дьяков 200 руб., а потом и более. Так как обязанности дьяков были слишком многочисленны и сложны, то им были приданы низшие чиновники, получившие название подъячих, которые с течением времени разделились на три разряда: старых, средних и молодых, из старых подъячих более искусные производились в дьяки.

Как в государственном, так и архиерейском управлении дьяки занимают также очень видное место. У архиереев были свои дьяки, которые вели все письменныя дела архиерея, как княжеские дьяки — при князьях. Они были знатоки не только государственных, но и церковных законов, что требовалось особенностями архиерейскаго управления. Иоанн III, при походе на Новгород, взял с собою архиепископскаго дьяка, «умевшаго воротити русскими летописцы». Когда придут новгородские послы, говорил ему Иоанн, ты им помяни давния неправды новгородцев: припомни им все, как они в прежнее время изменяли князьям, отцам нашим и дедам и прадедам 3). Из того факта, что Иоанн III при походе на Новгород взял с собою архиепископскаго дьяка, «умевшаго воротити русскими летописцы», видно, что архиерейские дьяки считались людьми очень книжными, знавшими русскую старину и умевшими при случае воспользоваться своими знаниями, к которым обращались даже при нужде и князья. Для разъясне-

-------------

1) См. Дмитриева: «история судебных инстанций» стр. 23—24.

2) Древн. вивл. ч. XX.

3) Костомарова: „северно-русския народоправства", т. I, стр. 185.

92

Киприан (митрополит Киевский)
Киприан (митрополит Киевский)
Иона - Митрополит Киевский и всея Руси 15 декабря 1448 — 31 марта 1461
Иона - Митрополит Киевский и всея Руси 15 декабря 1448 — 31 марта 1461

ния вопроса о монастырских имуществах, поднятаго на соборе 1503 года Нилом Сорским и его сторонниками, отцы собора послали к великому князю митрополичьяго дьяка Леваша, конечно в виду его отличнаго знания церковных и гражданских постановлений по данному вопросу и уменья представить дело в том виде, как того желал собор. Как люди постоянно необходимые для архиереев и близкие к ним, дьяки пользовались большим влиянием и силою во всем архиерейском управлении, при чем дозволяли себе очень много злоупотреблений, именно,— были большею частию страшные взяточники. Некоторые из них приобрели себе этим даже печальную известность. Летопись так объясняет причину удаления Геннадия с архиепископской новгородской кафедры: «начал мзду имати у священников ставления, наипаче советом своего единомысленнаго любовника и дьяка Михаила Иванова сына Алексеева» 1). О патриаршем дьяке Кокошилове духовенство говорит в своей жалобе, что «людям его раздавали по полтине и по рублю, и самому рублей по пяти и по шести деньгами, кроме гостинцев меду и рыбы, да еще бы рыба была живая, да жене его переносят гостинцев мылом и ягодами на рубль и больше, а если не дать людям, никакими мерами на двор не пустят» 2). Все бумаги, исходившия от архиереев скреплялись подписью дьяка, которая придавала им оффициальный характер. В первый раз подпись архиерейскаго дьяка встречается под уставной грамотой митрополита Киприана Константиновскому монастырю, подтвержденной потом митрополитом Ионою и скрепленной подписью его дьяка Карло 3), и следовательно в половине XV века; с этого времени уже на всех архиерейских грамотах мы всегда встречаем подписи дьяков. Кроме дьяков собственно архиерейских были еще дьяки при архиерейских боярах; они всегда присутствовали на суде бояр, для отправления при них письменных обязанностей. Собором 1551 года было постановлено, чтобы дьяки присутствовали на суде архиерейских бояр, писали судные списки, прикладывали к ним свои руки, и потом хранили у себя эти списки в ларце, пока бояре не положат их перед святителями,— подъячим же тех списков не давать. Дьяки принад-

--------------

1) Чт. общ. ист. 1847 г. № 4, стр. 145.

2) Солов. т. XI, стр. 253.

3) А. И. 1, № II.

93

лежали к известным фамилиям, в которых это звание переходило по наследству, по крайней мере некоторыя фамилии дьяков мы встречаем в конце XV и в начале XVI века при московских митрополитах и за тем в XVII веке при патриархах 1). Первоначально дьяки назначались на свои должности и увольнялись от них исключительно по произволу епископа, государство не вмешивалось в их взаимныя отношения. Но как скоро оно сознало необходимость подчинить своему контролю выбор и увольнение важнейших чиновников архиерейскаго управления — каковы: бояре, дворецкие, то очевидно не могло опустить из внимания и дьяков, которые, по характеру своих обязанностей и деятельности, всегда играли самую видную, а нередко и первенствующую роль во всех делах. По этому собор 1551 года на ряду с боярами и дворецкими сделал постановление и о дьяках: «да и дьяков бы им (архиереям) у себя держати, с царева же ведома, которым будет пригоже с бояры всякие дела делати, чтобы было бережно» 2). Тоже утверждается и «запискою о царском дворе, церковном чиноначалии, придворных чинах, приказах» и проч. 1610—1613 г. где сказано, что суд патриарший совершался чрез боярина и дворецкаго, с которыми были два дьяка, назначаемые, так же как и боярин с дворецким, государем 3). Со времени учреждения Филаретом Никитичем патриарших приказов, в них, вместе с боярами, заседали и дьяки, на обязанности которых лежало все письменное делопроизводство приказов,— о самой их деятельности в патриарших приказах мы скажем ниже.

Патриарх Филарет
Патриарх Филарет

Кроме письменных собственно дел при архиереях и их боярах дьяки исполняли, по поручению архиерея, еще и различныя частныя поручения, иногда и такия, которыя вовсе не гармонировали с их прямыми обязанностями. Так дьяки посылались архиереями описывать имение и земли подведомственных им лиц 4); они покупали митрополиту по его поручению зем-

------------

1) Напр. Парфеньевы, Соболевы. Горч. прил. № 1. А. до Ю. б. II, № 147— XIV, XVII. А. И. 1, № 154, стр. 268.

2) А. И. 1, № 155, стр. 280.

3) А. И. II, № 355.

4) Так в одном юридическом акте говорится: «и митрополит Симон сведав то лукавство, да послал на те земли диака своего введеннаго Якова Кожухова того всего дозрети и истинно опытати, и Яков опытав

94

ли присутствовали при совершении купчих в пользу митрополита в качестве послухов 2); являлись, в качестве представителей митрополичьих интересов, на судебное разбирательство исков в светский суд 3); на патриарших торжественных обедах они исполняли роль кравчих и вообще заменяли собою парадную прислугу 4).

Содержание дьяки получали от самой своей должности. Стоглавый собор говорит, что они должны получать в судных делах следующия им пошлины, как оне определены в царском судебнике 5). Кроме того они получали пошлины от подписи различных грамот 6). Впоследствии дьякам, заседавшим в приказах, давались поместья и определенное жалованье, о чем мы скажем в своем месте.

Говоря о дьяках, считаю не лишним сделать следующее замечание: мы имели случай говорить, что архиереи, в устройстве своего двора и при учреждении различных чинов, брали за образец князя, так что архиерейский двор, со всеми его чинами, представлял из себя довольно верную копию княжескаго двора и чинов. Повидимому, этому общему положению противоречит то обстоятельство, что дьяки, как показывает самое их название, имеют чисто церковное происхождение, так что справедливее кажется думать, что не архиереи заимствовали эту должность у князей, а князья у архиереев. Но это едва ли справедливо. Что княжеские дьяки получили свое название от церковных дьяков, это конечно вполне справедливо; но у кого в первый раз, у архиерея или у князя, явилась должность дьяков, как секретарей, этого еще нельзя решить на основании одного только названия. Мне кажется, что должность дьяков, как секретарей, дьяки как чиновники, в

----------------

того по старине и по великаго князя письменным книгам, что то село пречистые Богородицы и святых чудотворцев Петра, Алексия и Ионы и митрополиче изстаринное и отписал то село у Ивана Парфеньева в дом пр. Богородицы» и пр. (Горчакова стр. 54, прим. 1. Подобное же см А. до Ю. б. II, № 217.

1) А. до Ю. б. II, № 147—VII.

2) А. до Ю. б. II, № 147—XIV, XVII, XIX.

3) А. Ю. № 12.

4) Др. вивл. ч. VI, стр. 310, 315, 320.

5) См. о пошлинах в пользу дьяков с судебных дел по судебнику

Ивана Васильевича (А. И. 1, № 153. ст. 8, 9, 10, 11 и др.).

6) А. И. 1, № 170, 181, 198, 199, 203, 208, 335 и др.

95

первый раз явились у князей. Самые грамотные и сведущие в письмоводстве люди, в древнейшее время, принадлежали первоначально, почти исключительно, к клиру, и потому было вполне естественно, что князья, для исправления при себе различных письменных дел, брали себе из клира дьяков, как лиц почти единственно в то время грамотных и способных отправлять обязанности писцов. С течением времени обязанности дьяков при князьях сделались оффициальными и дьяки превратились в чиновников с определенными обязанностями и правами, но их первоначальное происхождение никогда не забывалось. Это видно между прочим из того, что в дьяки никогда не поступали лица знатных и важных фамилий, не смотря на то, что должность дьяка при князе была очень важною и влиятельною. Таким образом должность дьяков, как чиновников, в первый раз появилась и образовалась при дворе князя, так что архиереи должность дьяков, как чиновников, на обязанности которых лежало все производство письменных дел, заимствовали уже у князя, а не на оборот. Это между прочим подтверждается и тем, что дьяки как чиновники ранее встречаются у князей, а потом уже у архиереев и у последних в то именно время, когда эта должность при княжеском дворе вполне сложилась и получила то значение, какое осталось за ней до самаго последняго времени (XVIII века).

Дети боярские. Следующие за архиерейскими боярами и дьяками чиновники, как-то: наместники, десятильники, тиуны и пр. избирались обыкновенно из так называемых архиерейских детей боярских и потом дворян, которые поэтому и входят в предмет нашего изследования.

Под именем детей боярских известен был в России многочисленный класс свободных служилых людей, которые по преимуществу несли военную службу и составляли главное ядро наших армий. Происхождение их объясняется тем, что в древней Руси каждый знатный, богатый человек имел свой многочисленный придворный штат из разных служилых людей и название детей боярских дано было людям свободным, которые жили у бояр, и составляли их дружину в военное время. С того времени, когда название бояр усвоено было ближайшим к князю лицам, все прочие служилые люди получили тогда название детей боярских, как самое почетное после

96

боярскаго звания. На соборе 1566 года при Грозном дети боярские поставляются уже ниже дворян и составляют низший служилый класс людей,— их значение с этого времени упало навсегда 1). В 1590 году Федор Иоаннович дал звание сына боярскаго одному казаку. В 1651 году Алексей Михайлович указал раздать жалованье стрелецким и казачьим детям, которых отцы в 1650 году были поверстаны в дети боярские. В 1687 году в это сословие поступил поповский сын,— так что дети боярские были резко разграничены от природных дворян и составляли из себя только класс свободных людей 2). Первоначально дети боярские, как мы сказали, составляли дружины бояр, но со времени Иоанна III они были отобраны у бояр и поступили на царскую службу, составляя войско великокняжеское и потом царское. Дети боярские всегда должны были, по первому призыву являться на войну с определенным числом вооруженных людей. Вооружение и число людей, которых каждый сын боярский обязан был привести с собою, определялось количеством его поместной земли. Сверх сего каждый из них обязан был представить за себя двух порук в том, что он явится по призыву в срок и в определенном вооружении и не сбежит со службы домой или за границу (они составляли между прочим сторожевые, наблюдательные посты, почему бежать за границу им было очень удобно). Государство за их службу давало им поместья, которыя не составляли собственности их владельцев, данных поместий нельзя было ни продать, ни заложить, ни отдать по душе; помещик имел только право пользования, да и то на время службы. По смерти служилаго человека, часть бывшаго за ним поместья отдавалась его жене и дочерям до их смерти, или до выхода замуж, или до пострижения; остальное же отдавалось находящемуся на службе, но еще не верстанному особым поместьем сыну покойнаго; впрочем, если все дети умершаго были еще очень малы для службы, то выросши и поступивши на государеву службу, они могли просить, чтобы их поверстали отцовским поместьем; за неимением же в потомстве умершаго лиц, годных на службу, поместье отписывалось на государя; точно также имение отписывалось на государя и в том случае, если помещик не являл-

1) Солов. т. VII, стр. 8.

2) Древн. вивл. ч. XX, стр. 157 и 158.

97

ся на службу и не мог объяснить своей неявки достаточными причинами. Понятно, что дети боярские, получавшие поместья только в пожизненное владение и имевшие в них единственный источник содержания, находились всегда в безусловной зависимости от государства, и только исправною службою и тщательным исполнением всех предписаний правительства могли оградить себя от потери жалованнаго им поместья.

Сказанное нами о княжеских и царских детях боярских имеет всю свою силу и относительно архиерейских детей боярских. Мы говорили, что к архиереям поступали на службу свободные служилые люди, из которых многие, нанявшись служить одному архиерею, оставались на службе и при его преемниках со всем своим потомством, так что у архиереев явились с течением времени целые роды служилых людей. Когда же государство название боярина стало усвоять только самым высшим должностным лицам при дворе князя, то и у архиереев все должностныя и служилыя лица, за исключением самых высших, получили название детей боярских, которые строго отличались от бояр. При московских митрополитах мы встречаем целые роды детей боярских уже в XV веке, некоторые из них за тем встречаются и в списках патриарших служилых людей. Между тем как Иоанн III отобрал детей боярских у разных частных лиц, он оставил их при архиереях, и самый стоглавый собор, подчинивший царскому контролю выбор и деятельность архиерейских бояр, дворецких и дьяков, в тоже время не сделал никакого постановления относительно архиерейских детей боярских, так что до времени Алексея Михайловича архиереи удержали за собою право не только безусловно распоряжаться ими, но и принимать к себе на службу, в качестве детей боярских, новыя лица, людей всякаго звания. Лица, вновь принятыя на службу к архиереям и не принадлежавшия к привилегированным сословиям, необходимо занимали при дворе архиерея иное положение, нежели изстаринные дети боярские, потомки свободных служилых людей, поступавших на службу к архиереям. Отсюда естественно явилось с течением времени разделение архиерейских боярских детей на изстаринных и вновь поступавших. Это разделение в первый раз сделано уложением. Оно ясно различило архиерейских детей боярских на «изстаринных», которые получили свое звание по наследству и пользовались всеми правами, усвоенными детям боярским

98

и на вновь принятых архиереями. Последние уже не имели всех прав детей боярских, не могли, например, как изстаринные, покупать себе государственныя земли и в тоже время оставаться на службе у архиереев,— они росписывались в этом случае на государственную службу по городам 1). Очевидно, что разделение архиерейских детей боярских на изстаринных и вновь поступавших вполне соответствовало государственному делению свободных служилых людей на дворян и детей боярских. В государстве дворянами назывались все потомки прежних знатных фамилий, а детьми боярскими — лица не знатныя по своему происхождению, отцы которых иногда не принадлежали к свободным классам, но получали свое звание за какия-нибудь особенно военныя заслуги 2); так точно и у архиереев потомки прежних свободных служилых людей вполне приравнивались к государственным дворянам, пользовались всеми их правами и считались действительными дворянами; между тем как вновь поступавшие на службу к архиереям лица, по большей части из низших сословий, не-

------------

1) Уложение говорит: «а которые порозжие поместные земли в московском уезде, и в городех вотчинные земли покупали патриарши и митрополичьи, и архиепископли дети боярские, изстари природные дети боярские, и за ними тем землям и впредь по копле быть в вотчине же. А которые патриарши же, и митрополичьи, и архиепископли и епископли дворовые дети не служилых отцов дети, и не природные дети боярские покупали себе вотчины, и тех патриарших, и митрополичих, и архиепископлих, и епископлих дворовых людей по тем вотчинам написати в государеву службу в городье» (Гл. XVII, ст. 37).

2) Кошихин так объясняет различие между дворянами и детьми боярскими: детей боярских прозвание таково: как в прошлых давных летех у московскаго государства была война со окресными государствы, и в то время разные люди сбираны со всего московскаго государства из всяких чинов людей, и по покою распущены по домам, а иные многою своею службою и полоном освободились от рабства и от крестьянства, и у кого были поместья и вотчины и ныне по прежнему за ними; а у которых людей поместей и вотчин не было, и им за службы и за полонное терпение поместья и вотчины даваны, жилые и пустые, малые, и служити им было с тех данных поместей и вотчин против прямых дворян было не с чего; так же у которых дворян были поместья и вотчины, а по смерти их те их поместья и вотчины разделены были детем их, и от них дети потомуж размножились, а дать им из старых отцовских поместей и вотчин и вновь не из чего, потому ж и царских служеб не служивали и их написали в дети боярские, что безпоместны и малопоместны». (Гл. II, ст. 11).

99

считались дворянами, не пользовались их правами, а получали только название детей боярских, которое указывало па их личную принадлежность к свободному, не податному классу. Собственно дворян особенно много было на службе только у патриархов и у новгородскаго митрополита, как лиц самых богатых и знатных в ряду других иерархов. У других же, более бедных и менее значительных архиереев, и в позднейшее время настоящих дворян было на службе очень мало, или же и совсем не было; дворяне заменялись у них детьми боярскими, набранными из низших сословий. Указом 1721 года, 30 июля, все дворяне, как при архиерейских домах, так и находившиеся на службе синодальнаго ведомства вытребованы были на смотр в Москву, или в Петербург, и из возникшаго отсюда дела оказалось, что дворян в разных службах вовсе не было в домах: архиеп. псковскаго, митр. казанскаго, еп. вятскаго, архиеп. холмогорскаго, митр. тобольскаго и в епархии черниговской, и что более всего поместных и безпоместных дворян находилось при синодальном доме и при доме новгородскаго архиерея; из перваго на смотру было дворян не у дел 134 человека, у дел 57 человек; из дома новгородскаго архиерея было на смотру дворян 149 человек; кроме того, при дворе ростовскаго архиерея дворян было 47 человек. Варнава, архиепископ холмогорский, по поводу упомянутаго указа, между прочим писал следующее в монастырский приказ: «при доме ж его дворян, кроме домовых служителей, которые именуются дети боярския, нет, а теже дети боярския и прочие в доме его не из дворянскаго чину и первопоставленным Афанасием, архиепископом холмогорским, набраны были из посадских, а другие из крестьянства и из бобылей, и из других холмогорских жителей». От вологодскаго епископа Павла: «к высылке есть поместныя и безпоместныя дети боярские, а не дворяне». Четырнадцать служителей дома ростовскаго архиепископа писали (1722 г.): «что они не из шляхетства, деды и отцы наши служили в доме архиерейском в детях боярских из нижних чинов, а поместей за собою не имеем, токмо определяется на пропитание из дома архиерейскаго денежное и хлебное жалованье» 1). Таким образом, с половины XVII века, архиерейские дети боярские самим государственным законодательством различались

-------------

1) Опис. док. и дел. св. синода, т. I, стр. 515, 517.

100

на старинных детей боярских, которые происходили от древних архиерейских дворян, и за которыми государство признавало все права истинных дворян; и на детей боярских, вновь принятых на службу архиереями и происходивших из низших сословий, даже из крестьян и бобылей, и которые, в силу своего происхождения не из «шляхетства», не имели прав настоящих дворян; им-то с XVII века и усвоилось собственно название детей боярских, в противоположность изстаринным, потомственным детям боярским, получившим специальное название дворян 1). Кроме указаннаго деления детей боярских по их происхождению на изстаринных и вновь принятых, Уложение разделяет их еще, по их государственному положению, на три статьи, и за безчестие каждой из них полагает особую плату, именно: за безчестье первой статьи 15, второй 10 и третьей 5 рублей. Патриарших детей боярских Уложение ставит ниже детей боярских царских; митрополичьих, архиепископьих и епископьих — ниже патриарших, так как за безчестье детей боярских царских полагается безчестье же, патриарших — указанная нами выше денежная пеня, за безчестье же детей боярских митрополичьих, архиепископьих и епископьих тоже денежная пеня, но ниже, чем за оскорбление патриарших детей боярских, именно: за безчестье первой статьи 10, второй 7 и третьей 5 рублей 2). Петр Великий прекратил существование архиерейских детей боярских, как отдельнаго сословия, зачислив их, по большой части, в военную службу. Так, указом 1705 года повелевается: «патриарших дворян и архиерейских детей боярских и монастырских слуг и служебников и всяких чинов людей и их детей, которые в службу годятся... выслать с стряпчими в Новгород тотчас, без всякаго мотчания и явить кому надлежит; а в патриарших и архиерейских домех и монастырех оставить самых старых, которые на лошадях сидеть не могут» и пр. 3).

-----------

1) О. Горчаков между прочим говорит: «с полною организациею патриаршаго двора при патр. Филарете по образцу царскаго, все взрослые потомки митрополичьих бояр и боярских детей стали называться патриаршими дворянами, а дети их, малолетние или взрослые, но при жизни отцов,— патриаршими боярскими детьми» (стр. 401). На каком основании о. Горчаков сделал такое различение между патриаршими дворянами и детьми боярскими, он не объясняет, а без объяснения оно решительно непонятно.

2) Гл. X, ст. 93, 95.

3) Горчакова. Прил. стр. 147, № 75. У новгородскаго архиепископа дворяне

101

Феодосий - Митрополит Московский и всея Руси 9 мая 1461 — 13 сентября 1464
Феодосий - Митрополит Московский и всея Руси 9 мая 1461 — 13 сентября 1464

Архиерейские дети боярские обязаны были архиереям службою, в награду за что они получали от архиереев поместья 1) и разныя доходныя должности по епархиальному управлению 2). Поместныя земли давались архиереями их боярским детям как жалованье за их службу, почему в поместных архиерейских грамотах употребляются обычныя формулы выражения: «а как мы своих детей боярских, своим жалованьем, поместьи, учнем верстати», или: повелеваем, говорится в другой грамоте, кормить и поить сестер «с того нашего жалованья, с своего поместья» 3). Поместная система, принятая архиереями, ничем не отличалась от государственной, так что основания для раздачи земель архиереями и самыя условия этой раздачи были те же, что и в государственной поместной системе. Поместья, которыми архиереи верстали своих детей боярских, давались только, как это было и при раздаче государственных земель, в пожизненное владение, так что оне не переставали считаться церковною собственностию и по смерти владельца снова возвращались архиерею; помещик не мог ни продать, ни заложить, ни отдать по душе, ни вообще каким бы то ни было образом отчуждать данное ему в пожизненное владение поместье 4). По смерти владельца, если у него не было детей и родственников, поместье возвращалось архиерею и от-

--------------

были взяты в драгуны и солдаты (Оп. док. и дел св. синода, т. I, стр. 521).

1) См. поместныя грамоты архиерейским детям боярским. А. И. I, № 183, 185, 186, 201, 244; II. № 25, 32, 83, 191, 281, 315, 330. А. Э. I, № 74; III, № 174, 192. А. до Ю. б. 1, № 44-II, III.

2) Напр. должности десятильников. А. II. IV, № 240; А. Э. III, № 139, 123; IV, стр. 261.

3) А. И. I, № 201. II, № 191.

4) Архиерею жалуемое поместьем лицо, обыкновенно, давало запись в роде следующей, данной Борисом Тютшевым м. Феодосию 1461 года: «се аз Борис Матвеев сын Тютшева слепец, что меня пожаловал господин мой Феодосий, митрополит всеа Руси, селом домовым пречистыя Богородицы и своим митрополским на Михайлове стороне, в Суждале, до моего живота, и с всем с тем, что к тому селу из старины потягло, и мне Борису тое церковные земли и митрополские ни жене своей, ни детям своим не дать, ни осваивати, ни меняти ни с кем, ни продати, ни отдати никому, зане же то земля церковная пречистыя Богородицы и митрополича, а после моего живота, то село Михайловская сторона опять в дом пречистой Богородице и господину моему митрополиту с всем, что на ней промышлю серебра и хлеба и животины». А. до Ю. б. I, № 118; II. X).

102

Исидор - Митрополит Киевский и всея Руси ок. 1436 — 1441
Исидор - Митрополит Киевский и всея Руси ок. 1436 — 1441

давалось им другому лицу, в противном же случае оно, по большей части, отдавалось его жене и детям 1). Жене умершаго давалась на содержание обыкновенно часть мужнинаго поместья, которое в случае ея замужества или пострижения отнималась у нея 2); если же имение все без раздела переходило к сыну умершаго, то на него возлагалась обязанность из доходов, получаемых с пожалованнаго поместья, поить и кормить мать и сестер до их замужества 3). Впрочем, раздавая своим детям боярским поместья в пожизненное владение, архиереи в тоже время всегда удерживали за собою право лишать их этих поместий во всякое время, если были к тому, по усмотрению святителя, уважительныя причины. Такими причинами по преимуществу были: худое управление пожалованным поместьем, когда помещик вместо того, чтобы правильно эксплоатировать его, заботиться о его заселении, о разработке земли и благосостоянии крестьян, напротив, как тогда выражались «пустошил» его, т. е. притеснял и грабил крестьян, от чего те разбегались, так что поместье пустело, хозяйство в нем падало и оно теряло вследствие этого свою цену,— таких хозяев архиереи лишали их поместий, которыя передавались другим 4). Точно также архиереи лишали поместий своих детей боярских и в том случае, когда они оказывались неспособными отправлять военную службу вследствие старости или болезни, или когда они умышленно уклонялись от ней 5).

1) А. И. I, № 183, 186.

2) Новгор. митроп. Исидор пожаловал «своим жалованьем поместьем» вдову софийскаго сына боярскаго Ивана Жеглокова Ирину «до тех мест, покаместа она замуж не пойдет или в монастырь не устроица», если же она выйдет замуж или пострижется, поместье ея должно было отдать другому (А. И. II, № 315).

3) Так, в одной поместной грамоте сказано: «и мать своя и сестры кормити и поити, до коих мест мать их за муж не выйдет, и сестр своих до возрасту и до замужества кормить и поить... с того нашего жалованья с своего поместья» (А. И. II, №191).

4) Так в одной поместной грамоте новгородскаго митрополита говорится: «а пожаловали мы преж сего Исака Болотова тем Богдановским поместьем Неелова, жилым, пятью обжи, со крестьяны, и Исак Болотов то свое поместье, живучи, своим бездельным житьем запустошил, и крестьян своих всех насильством разогнал от себя вон из поместья», почему митрополит лишает Болотова поместья и передает его другому лицу (А. И. II, № 281).

5) В одной поместной грамоте новгородскаго митрополита Исидора 1607

103

Жалуя своих детей боярских поместьями, архиереи, вместе с этим передавали им и все свои владельческия права на эти поместья, которыя таким образом поступали в полное распоряжение жалуемых лиц. Они делались полными господами поступивших в их ведение крестьян и самостоятельными хозяевами пожалованных земель. В послужных и поместных грамотах, выдаваемых архиереями их детям боярским, обыкновенно говорится: «и выбы крестьяне тех деревень нашего сына боярскаго.... слушались во всем, и пашню на него пахали, и оброк его помещиков денежной и хлебной и всякой мелкой доход ему платили, чем он вас изоброчит, а он вас ведает и судит во всем и расправу межь вами чинит» 1). Таким образом крестьяне во всех отношениях находились в безусловной зависимости от даннаго им архиереем помещика, он имел над ними власть судебную, административную, финансовую. В некоторых поместных грамотах прямо говорится, что в суд и во все управление помещика никто не должен вмешиваться 2) из среды архиерейских чиновников. Впрочем указанное независимое положение поместнаго владельца относительно архиерейских чиновников, конечно, не исключало контроля со стороны архиерея над характером управления и пользования имением, тем более, что земельные наделы давались на известных условиях: если поместье давалось уже населенное, то получивший обязан был заботиться о его хозяйственном благоустройстве и процветании, а не «пустошить» его, под угрозой лишения поместья; если же отдавались во владение пустоши, то получившие их обыкновенно обязывались пустоши возделать, призвать крестьян и устроить

--------------

года сказано: «а отдано то Суботино поместье Саблина девятому Саблину, потому что Субота стар и болен и впредь Государевы царевы и великаго князя Василия Ивановича всея Русии и Софейские службы служити не хочет; и в прошлом 115 году посылан он на государеву службу с Софейскими детьми боярскими вместе на Сиверы, и он недослужив государевы службы, и сбежал наперед иных софийских детей боярских». (А. И. II, № 83).

1) А. И. 1, № 201.

2) Так в поместной грамоте патр. Филарета боярскому сыну Федору Рагозину сказано: «кто у него Федора в том его поместье живут людей его и крестьян, и вперед учнут жити, и волостели наши и прикащики тех людей и крестьян не судят ни в чем и не въезжают к нему и не всылают ни почто, а ведает их и судит Федор сам или его прикащик». (А. Э. III, № 174).

104

их здесь, или «учинить их в жиле», как выражались грамоты 1).

Получая от архиереев в пожизненное владение поместья как жалованье, архиерейские дети боярские естественно должны были служить при архиереях и нести, по выражению грамот, государеву службу. О последней в поместных грамотах обыкновенно говорится: «и государева царева... и софейская служба, где будет доведется, с того новопридачнаго поместья служити с софийскими детми боярскими вместе и подати всякие государевы платить без всякаго ослушанья» или: «а софейская и государева служба служити с софийскими детьми боярскими, вместе, без ослушанья» 3). Как важна была в глазах архиереев служба государю их поверстанных детей боярских видно из того, что неспособные к службе по болезни или старости, а также умышленно избегавшие этой службы или небрежно и неисправно несшие ее, лишаемы были своих поместий, которыя передавались в другия руки. В одной поместной грамоте новгородскаго митрополита дозволяется одному сыну боярскому усыновить своего шурина под тем лишь необходимым условием, чтобы он исправлял за усыновляемаго государеву и софийскую службу 4). Государева служба архиерейских детей боярских, о которой так настойчиво говорят все поместныя архиерейския грамоты, состояла главным образом в отбывании военной повинности с архиерейских земель. В древней Руси все землевладельцы обязаны были отправлять военную повинность с своих земель, при чем количество людей, выставляемых па службу, и качество их вооружения определялось количеством земли владельца и ея населенностию. Архиерейския земли не освобождались от этой общей повинности всех землевладельцев. Мы знаем, что еще в XIV веке митрополит московский имел своего воеводу, под предводительством котораго митрополичьи бояре и слуги ходили на войну по требованию князя. Точно также у новгородскаго владыки, во время независимости Новгорода, был свой, так называемый владычный полк. В позднейшее время все архиереи выставляли точно также даточных военных людей в царское вой-

---------------

1) А. И. 1, № 244. II, № 330.

2) А. И. II, № 281.

3) А. И. II, № 330.

4) А. И. III, № 165.

105

ско 1). Эта военная повинность, которая всегда лежала на архиерейских землях, с XV века, когда бояре уже не несли ее, отбывалась исключительно архиерейскими детьми боярскими; они обязаны были, по первому призыву, в назначенный срок, явиться на войну в определенном вооружении и привести с собою известное число вооруженных слуг, сообразно их поземельному участку, что и выражалось в поместных грамотах обыкновенно словами: «с того новопридачнаго поместья служити с софейскими детьми боярскими» 2) и пр. Это значило, что каждый поземельный участок был обложен известною военною повинностию, так что с изменением его объема изменялся и объем повинности, т. е. количество людей и качество вооружения всегда было пропорционально количеству земли каждаго помещика.

Кроме «государевой», «царевой» службы, состоявшей в отбывании военной повинности с архиерейских земель, дети боярские обязаны были служить и самому архиерею. Эта последняя служба детей боярских была очень разнообразна. Одни из них постоянно жили при архиерее, в его дворе, и несли при его особе или личную службу, или исполняли его разныя частныя поручения,— они носили название домовых детей боярских и составляли постоянный придворный штат архиерея, они не имели поместий и не назначались на епархиальныя должности, а были нечто в роде слуг архиерея, хотя и отличались от них, как людей не свободных 3). Мы встречаем их в качестве писцов при архиереях 4), разсыльными с архиерейскими грамотами 5), свидетелями при совершении купчих на земли в пользу архиерея 6), описывающими, по поручению архиерея, церковные приходы, для раскладки пошлин с различных церквей 7); они посылались архиереями в качестве их приказных людей с различными частными поручениями по преимуществу полицейскаго характера, не занимая при этом

-------------

1) Курбскаго «сказания», т. I. стр. 160. Допол. к А. И. 1, № 42. А. И. II, № 98. А. Э. IV, 84 и др.

2) А. И. II, № 281.

3) А. И. IV, стр. 486. А. до Ю. б. II, № 230. II. С. 3. № 1, 206.

4) А. И. IV, стр. 487.

5) А. И. I, № 211, IV, № 60, 109. V, 248. и др.

6) А. до Ю. б. II, № 147.

7) А. И. I, № 129.

106

никакой определенной полицейской должности 1), или исполняли чисто хозяйственныя распоряжения архиерея 2) и пр., вообще они постоянно находились при архиерее и не занимая никакой определенной постоянной должности, в то же время исправляли все, что, по требованию обстоятельств, поручал им в данную минуту архиерей.

Самая же важнейшая служба архиерейских детей боярских и главное значение их состояло в том, что они назначались на различныя должности как по епархиальному управлению, так и по управлению архиерейскими имениями. По епархиальному управлению они занимали должности: наместников, десятильников, тиунов, приставов или недельщиков, праведчиков, доводчиков. Значение всех этих должностей, занимаемых архиерейскими детьми боярскими было или судебное, когда они судили все белое и черное духовенство по делам гражданским и уголовным и всех мирян — по делам, уступленным ведению церкви уставами Владимира и Ярослава; или полицейское, когда они, в качестве приставов, производили на месте судебныя разследования, давали обвиняемых на поруки, звали и ставили их на суд, производили расправу по определению суда и пр.; или наконец финансовое, когда они, в качестве сборщиков податей, объезжали всю епархию и собирали пошлины с белаго и чернаго духовенства. По управлению архиерейскими имениями они занимали должности иногда дворецких, всегда волостелей, прикащиков, тиунов и пр. Очевидно, что дети боярские играли очень важную роль в архиерейском управлении епархиею и церковными землями; все многочисленныя должности по епархиальному управлению и по управлению архиерейским двором и имениями находились в их руках, исключая самых высших немногих должностей, которыя занимались боярами. Дети боярские в этом случае всегда являлись самыми преданными и верными слугами архиереев, которые с охотою отдавали им различныя должности, не оставляя даже места в епархиальном управлении для духовных лиц,— все делалось чрез детей боярских. Последним необходимо было верно и усердно служить архиереям, потому что они находились, во всем, в безусловной зависимости от них, архиерей всегда мог совсем отказать от службы у себя детям бояр-

-------------

1) Доп. к А. И. I, № 28, 43.

2) А. И. IV, № 213.

107

ским и на место уволенных набрать новых лиц; он мог жаловать их поместьями, и за всякую вину — отнять их у них, а поместья составляли самый главный источник содержания детей боярских,— лишить их поместья значило отнять у них средства к существованию; наконец, во власти архиерея было назначить или не назначить сына боярскаго на те или другия должности, которыя приносили значительный доход занимавшему их. Понятно, что при таком положении дети боярские всегда находились в безусловной зависимости от архиерея и только исправною службою и тщательным исполнением всех его предписаний и распоряжений могли оградить себя от потери выгодной для них службы при архиерее 1). Последние хорошо понимали указанное положение дел и потому старались всевозможныя должности по епархиальному управлению и по управлению имениями передать в руки детей боярских, которые, ради собственной выгоды и обезпечения своего положения, необходимо были всегда на стороне архиерейских интересов.

----------

1) Нужно заметить, что свободные служилые люди, поступая на службу к архиереям, в качестве их детей боярских, имели обыкновенно свои собственныя ранее приобретенныя поместья (А. И. I, № 178); многия из них соприкасались с архиерейскими землями, или находились в перемежку с ними, и это повело к тому, что все такия земли, с течением времени были куплены архиереями и сделались собственностию кафедры (А. до Ю. б. II, № 149. XI, Горчакова стр. 54 прим. 1), которая потом и отдавала эти земли в пожизненное владение детям боярским, так что последние, поступив на службу к архиереям, обыкновенно не имели уже своих собственных поместий. Правда, дети боярские могли всегда покупкою приобретать земли в собственность, но для этого нужны были средства. Точно так же они успевали иногда приобретать поместья от государства, но последнее смотрело на это очень неодобрительно, как на злоупотребление и старалось уничтожить его. Уложение говорит: «а которые дети боярские служат во дворе у патриарха и за теми патриаршими детьми боярскими государевым и поместным землям не быть, а поместить их патриарху домовыми землями. А кто патриарши дети боярские какими мерами, или утаяся возмет поместье из государевых земель, и у тех те поместья отнять, и отдать челобитчикам» (Гл. XVI, ст. 66). Таким образом дети боярские во всем безусловно зависели от архиерея и только усердною службою, точным исполнением всех архиерейских распоряжений могли оградить себя от потери жалованных поместий и тех доходов, которые они получали при прохождении той или другой должности, так как поместья и доходы от прохождения должности составляли главный источник их содержания.

[СВЕТСКИЕ АРХИЕРЕЙСКИЕ ЧИНОВНИКИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ. Н. КАПТЕРЕВА. МОСКВА. Тип. «Современ. Извест.», Знаменка, Ваганьк. пер., д. Игнатьевой. 1874.]

См. Светские архиерейские чиновники в древней Руси : бояре , дьяки , наместники , десятильники , тиуны, праветчики, доводчики, приставы (недельщики) , дворецкие, волостели, прикащики, стряпчие , стольники, кравчие (крайчие), конюшие, чашники ; Патриаршие приказы : судный , духовный , казенный , дворцовый 1874

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира