Продолжаю знакомить Вас со своей новой книгой "Повседневная жизнь Большого театра от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой". Книга посвящена главному театру нашей страны и охватывает более чем столетие. Как попадали в театр и как из него уходили, как репетировали и ставили спектакли, как работали и отдыхали в квартирах и на дачах, чем болели и лечились, сколько зарабатывали и куда тратили, как выезжали на гастроли — эти и другие нюансы повседневной жизни вы найдете на страницах книги. Жизнь знаменитых певцов и артистов балета, известных дирижеров и музыкантов, главных режиссеров и художников, простых суфлеров и гримеров и даже зрителей из партера, царской ложи и галерки — все переплелось в этой необычной книге. А еще читатели узнают, кто такие «моржи», «сырихи» и «первачи», что означает «протырка», «кидон» и «щетина сцены», кто такие Вишня и Невыносимонов и как космические ракеты «бороздили» Большой театр...
Есть в лексиконе театральных артистов (и всех, кто работает в театрах – его сотрудников) такие специальные слова, смысл которых понять могут понять только они сами. Вот, например, слово «первач». Простой зритель знает, что это самогон, образующийся на начальной стадии перегонки. А в театре первачами называют артистов первого ряда – играющих главные роли в первом составе, непререкаемых авторитетов, с которыми считается дирекция и режиссер, ставящий специально для них спектакли.
В советское время первачи первыми стояли в очереди на присуждение почетных званий и орденов, на получение хорошей квартиры и дачи, на покупку «Волги». Первачи московских театров были неизменными участниками правительственных концертов. Так что двусмысленность слова «первач», согласитесь, не такая уж и странная: и самогон, и народные любимцы-артисты приносят людям радость, правда, каждый по-своему.
А вот другое слово, из зоологического мира. Тех артистов, что не имеют званий и играют маленькие т.н. «выходные» роли на театральном жаргоне называют «моржами» - исполняющий их артист появляется или «высовывается» на сцене ненадолго. Моржи поют свои партии десятки лет, становясь непревзойденными исполнителями, без которых просто не обойтись – в самом деле, не будет же артист-первач петь второго боярина в третьем составе.
Редко, но бывает, когда моржам доверяют и более серьезные партии. Так случилось в 1981 году, когда молодой и недавно пришедший в Большой театр певец Борис Бурятце, «высовывавшийся» в качестве моржа в «Мертвых душах» Щедрина, «Чио-Чио-сан» Пуччини, «Каменном госте» Даргомыжского, вдруг получил роль Бомелия в «Царской невесте». Многие несведущие люди удивлялись тогда - бывший солист цыганского театра «Ромэн» был зачислен в труппу Большого вне конкурса, по звонку из министерства культуры. Да, и к моржам приходит звездный час, если у них есть преданные моржихи. Помогла Бурятце Галина Леонидовна Брежнева. Однако, роль отравителя Бомелия оказалась пророческой. Как известно его самого по приказу Ивана Грозного жестоко казнили. А Бурятцу вскоре взяли под стражу, недолго пропел он на сцене Большого... А есть еще такое слово в театре как «хорье» – это значит хор. А кого в театре называют овцами, я расскажу в другой раз…
Благодарю Вас за внимание, как пишут в таких случаях, не забудьте подписаться на мой канал и лайкнуть. 😊 С уважением, Александр Анатольевич Васькин - писатель, культуролог, историк Москвы и советской повседневности, автор и ведущий программ на радио "Орфей". Сайт: александр-васькин.рф , YouTube-канал: Александр Васькин Отрывки из моей книги я читаю на радио "Орфей" ежедневно - после 11.00 и 19.00 в программе "Закулисные истории". О других историях из жизни Большого театра читайте здесь:
Любимый пудель Галины Улановой
Фантастические гонорары Ивана Козловского
За что Игоря Моисеева "выжали" из Большого театра