Слышали песню Фредди Меркьюри «Living on My Own»? Он знал о чём писал, несомненно. «Иногда мне кажется, что я сломаюсь и заплачу (закричу). Некуда идти, некуда девать время. Мне так одиноко, живу в одиночестве» — это состояние знакомо каждому.
Особенно остро одиночество ощущается в нашу эпоху разобщения. Люди как будто больше не нужны другу (эпидемия пострашнее, чем любая бацилла ящура).
В каком-то смысле мне повезло. Впервые тотальное и оглушающее одиночество я испытал в 34 года. Чувствовал себя словно загнанный зверь, а мир вокруг рушился буквально на глазах (мне так казалось).
Со временем страсти поутихли, а, значит, появилась возможность поразмышлять. Мы ведь одиноки? Это вроде бы все знают и все согласны.
Нейробиологи говорят, что мы заперты внутри черепной коробочки с весьма ограниченным арсеналом для взаимодействия с окружающим миром. А если все мы (ну вдруг) — часть единой сущности, как говорят некоторые эзотерики, значит, эта сущность одинока по определению?
И что, собственно, прикажете со всем этим делать? Должно ли быть так плохо и страшно, когда мы сталкиваемся лицом к лицу с этим чувством?
На мой взгляд, для начала хорошо бы принять одиночество как данность. Это сложно, но это поможет успокоиться и трезво осмотреться. И тогда мы увидим, что извне оно не «лечится». Совсем.
Родители? Если повезёт, мы не ощутим одиночества, пока не повзрослеем. Но родители уходят. Дети? Лишь до поры — у них своя жизнь, в которую они обязательно отправятся. Жены или мужья? Это отдельные люди, которые нам ничего не должны. Где гарантия, что однажды мы не столкнёмся с увядшей рассадой (да-да, те самые помидоры)? Финита ля комедия — делай что хочешь.
Попытки справиться с одиночеством с помощью внешних факторов скорее приведут к созданию созависимых отношений, к фантазиям о вторых половинах и неизбежным разочарованиям, нежели чем к гармонии и счастью.
Как же совладать с этой мрачнухой? Полагаю, что сила в опоре на себя. Помните песню? «On my own» — это ещё и «сам по себе», «самостоятельно». Я принимаю одиночество как данность и отныне опираюсь на себя. За этим осознанием нет тревоги и страха — только спокойствие и умиротворение.
В принятии одиночества я обнаружил множество бонусов. Например, освобождаются ресурсы для того, чтобы, наконец, заняться собой. Отношения воспринимаются адекватно — я поддерживаю отношения потому что просто боюсь одиночества или это мой осознанный выбор?
Парадоксально, но принятие одиночества приводит к тому, что одиночества становится меньше. Сильный человек, опирающийся на себя, привлекателен для других людей. Комфортно ли нам с человеком, который транслирует поведение типа «я сделаю всё что угодно, только не оставляй меня в одиночестве»? Думаю, ответ очевиден.
Есть одинокий странник и ему одному ведомый путь. Рядом появляются другие одинокие странники. Они выбирают пройти часть пути рядом, разделить трудности и радости, побеседовать, вместе погреться у одного большого костра. Что в этот момент можно почувствовать, кроме радости и благодарности?
Присаживайся поближе к огню, путник. Got to be some good times ahead!
***
Всё вышеизложенное — личное мнение автора. Поделитесь в комментариях, как вам удаётся совладать с чувством одиночества?