Shining является одной из наиболее популярных и коммерчески успешных групп, имеющих блэк-металический бэкграунд. Единственным бессменным участником состава является великий и ужасный Никлас Кварфорт, он же основной композитор в студии и вокалист на концертах. На раннем этапе Shining сыграли одну из ключевых ролей в формировании и популяризации депрессив-блэк-метала. Тогда творчество коллектива было весьма эклектичным. Однако в результате Shining разработали собственный узнаваемый стиль, прогрессивный и удалённый от блэк-металического звучания.
Концептуально Shining даже после смены звучания остались верными себе, не изменив свой негативный посыл, у которого, по словам Кварфорта, депрессивная тематика была лишь одной из составляющих, то есть далеко не единственной. Кварфорт в свою очередь всегда отличался недюжинной харизмой и эпатажностью, постоянно совершая провокационные выходки и высказывания как на концертах, так и в общении с прессой, фанатами. Он создал Shining в 1996 году, в возрасте 12 лет, а первый полноформатный альбом группы вышел, когда музыканту было 16.
Об основных релизах
Первым официальным релизом стал миньон «Submit to Selfdestruction», на котором вокальные партии исполнил некий Роберт, обросший ореолом мистичности. На том мини-альбоме было две композиции, которые в дальнейшем будут перезаписаны на полноформатниках. Дебютник Shining назывался «Within Deep Dark Chambers», он был выпущен в 2000 году. Он был сильно навеян альбомом Bethlehem «Dark Metal» и наиболее неспешными образцами раннего Burzum. Работа звучала сыро, монотонно и угрюмо, в характерном ключе депрессив-блэка. Интересно, что исполнение вокальных партий с Кварфортом разделил Андреас Классен, вокалист на том самом «Dark Metal». Различить, кто и когда исполнял свои партии, не так и просто, хотя Кварфорта выдаёт более высокая манера.
«Ren Djävla Ångest» с данного альбома
Вторым полноформатником стал «Livets ändhållplats» (2001). Он был исполнен в схожей с дебютом стилистике, но несколько отличался от того темпом - на «Livets ändhållplats» больше невысоких скоростей. Примерно в этом же духе был исполнен его преемник, «III: Angst - Självdestruktivitetens emissarie» (2002), с момента выпуска которого группа установила традицию ставить впереди названий альбомов их римские номера. «III: Angst…» отличался от предшественника тем, что был записан чище, а также вокал Кварфорта на нём стал более низким и едким, менее истеричным. В целом, эти альбомы схожи по настрою, на них Shining стали наделять звучание не столько депрессивностью, сколько атмосферой мрака и негатива.
«Svart Industriell Olycka» с данного альбома
Ещё в 2003-м коллектив начал работу над четвёртым полноформатом, но она немного затянулась. В 2004-м группа даже на непродолжительный период распалась, но в 2005 альбом наконец вышел. Он получил название «IV - The Eerie Cold» , на нём появились некоторые замашки будущего звучания Shining - более прогрессивное и техничное исполнение, не идущее при этом вразрез с типичной негативной атмосферой. Также на этом опусе Кварфорт выработал собственную манеру исполнения вокальных партий, представляющую собой грубый и экспрессивный стиль, несколько отличающийся от традиционного скриминга. «IV - The Eerie Cold» можно назвать переходным альбомом в творчестве формации.
«I Och Med Insikt Skall Du Förgå» с данного альбома
В 2007 году вышел «V - Halmstad», который стал самым востребованным альбомом Shining, каким он остаётся и по сей день. На нём группа продемонстрировала окончательную форму своего фирменного звучания - прогрессивный стиль, укоренённый в блэк-метале, содержащий характерную для него репетативность, но в то же время достаточно чистый и мелодичный, основанный на чередовании экспрессивных и апатических партий. С тех пор Кварфорт стал много исполнять чистым вокалом, постоянно разбавляя грубую манеру. Тогда же в составе появился единственный «живучий» участник, который умудряется оставаться в нём по сей день - это гитарист Петер Хусс. «V - Halmstad» выдался одним из самых мрачных и депрессивных в дискографии Shining. С тех пор группа придерживается исключительно «хальмстадского» звучания, но всё равно ни один из последующих альбомов не будет настолько же гнетущим.
«Låt Oss Ta Allt Från Varandra » с данного альбома
С тех пор Shining успели выпустить ещё 5 полноформатных альбомов: «VI - Klagopsalmer» (2009), «VII: Född förlorare» (2011), «Redefining Darkness» (2012), «IX - Everyone, Everything, Everywhere, Ends» (2015) и «X - Varg utan flock» (2018). Отдельно рассказывать про них большого смысла нет, потому что все они, в целом, исполнены в стиле, представленном на пятом полноформатнике, демонстрируя лишь незначительные изменения от альбома к альбому. Так или иначе, это не сказывается отрицательно на интересности материала, и каждый альбом преподносит нечто запоминающееся, поэтому я представлю по той композиции с каждого альбома, которую считаю наиболее показательной.
«Ohm (Sommar Med Siv )» с данного альбома. Композиция представляет собой достаточно вольный и метализированный кавер на «Ohm» в исполнении норвежский альтернативной группы Seigmen.
«Tillsammans Är Vi Allt » с данного альбома
Как можно заметить, на этом альбоме группа временно отказалась от нумерации в заглавии. Однако при этом существенных изменений в звучании всё равно не было.
«For The God Below» с данного альбома
«Framtidsutsikter» с данного альбома
«Gyllene Portarnas Bro» с данного альбома
Таким образом, у Shining на данный момент 10 полноформатных альбомов, если не считать «8 ½ - Feberdrömmar i vaket tillstånd» (2013), на котором группа представила в основном переработанный старый материал. При этом для исполнения вокала на большинстве треков были приглашены сторонние музыканты: Аттила Чихар и Маньяк, наиболее известные по работе в Mayhem; Гаал наиболее известный по участию в Gorgoroth ; Фамин, лидер Peste Noire; Пер Ларссон из Vinterland. Я не буду включать этот релиз в рейтинг, оставив там ровно 10 позиций, но эта работа всё равно достойна внимания. Также заслуживают упоминания миньон «Lots of Girls Gonna Get Hurt», на котором Shining выпустили интересные каверы на готических и альтернативных исполнителей: Katatonia, Kent, Imperiet и Poets Of The Fall.
«Szabadulj Meg Onmagatol» с альбома-компиляции «8 ½ - Feberdrömmar i vaket tillstånd». Композиция представляет собой новую версию «Mörda Dig Själv...» с альбома «III: Angst - Självdestruktivitetens emissarie». Вокал на «Szabadulj Meg Onmagatol» принадлежит Аттиле Чихару.
«For My Demons (Katatonia Cover)» с мини-альбома «Lots of Girls Gonna Get Hurt».
Рейтинг
10-8. Нижние позиции рейтинга мне непросто распределить. В разное время представители сегмента с восьмого по десятое место в моём восприятии меняются позициями, но выше этого сегмента при этом ни одна работа не поднимается. «Redefining Darkness», «IX - Everyone, Everything, Everywhere, Ends» и «X - Varg utan flock» звучат для меня как «Хальмстад, часть 4», «Хальмстад, часть 5» и «Хальмстад, часть 6» соответственно. Хорошие альбомы, со своими запоминающимися моментами, звучащие весьма убедительно в своей «хальмстадности», но всё равно менее убедительно, чем пара их предшественников и, конечно, сам оригинал.
7. «IV - The Eerie Cold». Добротный релиз. Интересное сочетание двух периодов творческого пути. Для меня то, что было выражено по отдельности в каждом из периодов внутри них самих, звучит убедительнее, чем сочетание этого всего на данном альбоме, поэтому опус находится в нижней части рейтинга, но сам по себе он определённо впечатляет.
6. «Within Deep Dark Chambers». Ничего экстраординарного, но у альбома интересная эклектика, преподнесённая впечатляющим образом. Даже трудно сказать, что Кварфорт был настолько юн, когда создавал музыку для этой работы.
5. «Livets ändhållplats». Оставляет примерно такое же впечатление, что и предшественник, но привлекает больше, за счёт выраженной неспешности.
4. «III: Angst - Självdestruktivitetens emissarie». Из-за лучшего в сравнении с прошлыми альбомами звука и сдержанности вокальных партий этот релиз звучит в этакой выверенной, невозмутимо суровой манере. Можно сказать, что это удачный пример разнообразия в творчестве группы, музыка которой зачастую привлекает своей эмоциональностью.
3. «VI - Klagopsalmer». Или «Хальмстад, часть 2». Логично, что во время появления альбома «хальмстадский» стиль ещё звучал свежо, простора для реализации в нём было много, поэтому альбому удалось настолько высоко подняться в моём рейтинге.
2. «VII: Född förlorare». Или «Хальмстад, часть 3». Фирменное звучание Shining во всей красе.
1. «V - Halmstad». Великий оригинал фирменного звучания Shining. Благодаря своей концентрированной мрачности он наиболее успешно выражает негативный посыл группы. Остаётся лишь согласиться с популярным мнением о том, что «Хальмстад» - лучший альбом коллектива.
Итог
У Shining очень интересная дискография. Любителям классического блэк-металического звучания скорее всего по душе будут первые три альбома. Тем, кто не против большего количества разнообразия, средний отрезок дискографии должен, по идее, приглянуться в первую очередь. Поздние альбомы - скорее для тех, кому уже понравился «Хальмстад». На самых поздних этапах всё же в некоторой степени появляется чувство замкнутости на одном и том же, поэтому я не рекомендовал бы начинать с работ середины и конца 2010-х. Однако трудно предположить, насколько хорошо сможет группа измениться в дальнейшем, и нужно ли это вообще, ибо провальных работ у Shining нет в любом случае. Ну, время покажет.