Сейчас я с вами поделюсь одной реальной историей связанной с пробным устным собеседованием по русскому языку, а также расскажу, что нужно делать и что нужно знать, чтобы хорошо сдать этот экзамен, хотя бы на минимальные 10 баллов.
О такой штуке, как собеседование я узнала недалеко от самой сдачи этого устного предмета. Примерно за три недели... Это большой срок?
Не смотря на это, я успешно сдала его на максимальный двадцатник. Еще бы итоговый сдать так же... Весело правда?
Мои первоначальные знания были:
1. Умение читать.
2. Умение писать.
3. Умение говорить.
Что ж, вы умеете это делать? Хотя бы на среднем уровне...
Первая подготовка началась за неделю до сдачи. Это был обычный урок с нашей учительницей русского языка. Она рассказала про структуру устного собеседования, сколько времени уйдет на те или иные задания, а также то, какой бал мы можем получить. Если в кратце:
Собеседование состоит из:
1. Чтение текста (2 балла)
2. Пересказ текста с добавлением цитаты (5 баллов)
3. Монолог (3 балла)
4. Диалог (2 балла)
В сумме получается 12 баллов. Тогда, вы спросите где остальные? Я вам отвечу:
оставшиеся восемь баллов начисляются за нормы русского языка: грамматические, орфоэпические, речевые.
Зачем начинается с ДЕСЯТИ баллов.
Совет: не пропускайте задания! Даже если вы уверены, что получите ноль баллов, все равно делайте! Вдруг у вас получится и вы наберете хотя бы один бал за задание?
Теперь давайте пройдемся по самим заданиям.
1. Чтение текста.
До экзамена:
Читайте интернет версии этого задания вслух, четко и проговаривая все слова! Вы удивитесь, но это в правда помогает! Мне же помогло)
Во время экзамена:
На подготовку к чтение дают целых ДВЕ МИНУТЫ! Да-да, вы скажите мало, но по опыту скажу, что это очень много! Минуту читаете, несколько секунд проговариваете сложные слова, вслух, или шепотом, или в уме не важно, вас никто не будет ругать за шептания во время подготовки. Оставшееся время вчитываетесь в текст, готовясь к следующему заданию.
2. Пересказ текста
До экзамена:
Опять же практика, делайте это дома, в школе, на улице, в помещение, где угодно.
Совет: не забывайте про цитату! А если и забыли, под конец текста говорите клишированную фразу - "И даже кто-то там говорил про него вот это".
Во время экзамена: в лучшем варианте вы уже начали подготовку к пересказу с первого задания, но даже если не начали, то не беда. Здесь время невероятно быстро бежит! Поэтому старайтесь как можно быстрее выделить и выписать главные темы абзацев.
Листочек вам дадут, не переживайте.
Если же вы не успели выписать или даже прочитать, что творится в последней части текста, то есть фразы, которые подходят под конец практически любого текста о выдающейся личности: "И даже в современном мире об этом человеке говорят" или что-то подобное. Да, звучит не очень, но у меня прокатило.
- Еще раз, не забудьте цитату!
Ах, да, у вас могут трястить руки или другие части тела от волнения, но просто не замечайте. А что с этим еще делать?
3. Монолог
Часть где вам даны три темы: описание, повествование, рассуждение.
Вы выбираете ОДНУ из них и делаете по нему задание.
Совет: тут есть очень важный критерий - это 10 предложений! То есть вы должны сказать минимум 10 предложений связанных между собой и относящихся к одной теме. Это выглядит легким, но очень обидно, когда получается 9 предложений... К счастью, хоть я и не считала, но интуитивно смогла набрать, по-моему, даже больше 10 предложений.
До экзамена: все нуждается в практике!
Во время экзамена: у вас есть совсем немного времени, чтобы ознакомиться с выданными темами. Это либо описание картинки, либо рассказ о какой-то вашей истории, либо ответ на поставленный вопрос. Вы выбираете самый легкий для вас вариант.
На моем собеседовании я взяла описание картинки, мне выпала театральная постановка.
В каждом варианте есть от трех до шести "тем помощников". Эти небольшие предложения с каким-то вопросом. К сожалению, или к счастью, вы в обязательном порядке должны ответить на них, включая темы своего текста.
Тут можно тоже составить небольшой план рассказа, в своем случае я обошлась без них. Описала кто на картинке, где, что делают, какие эмоции изображают, будущие перспективы развития данной сцены и так далее.
Подойдет все, что вам придет в голову.
Совет: сначала думайте, а потом говорите. Ничего страшного если у вас между предложениями или его частями стоят паузы, главное, чтобы они не были слишком длинные... А также отвечайте развязно. Так, чтобы ваши предложения не были однозначными: да, нет, не знаю, но также не перестарайтесь, не делайте одно предложение, как целый текст. А то вы не успеете сказать все 10 предложений.
- Время для подготовки 1 минута.
- Время для представлении информации: 3 минуты.
4. Диалог
Эта часть подразумевает живое непрерывное общение с собеседником. Он задает тебе вопросы, ты отвечаешь.
Совет: опять же не отвечайте однозначно и сильно кратко: да, нет, не знаю.
В моем случае, вопросы были очень длинными и чаще всего с несколькими вопросами. Я отвечала на тот, который я помнила, а второй из раза в раз просила повторить.
Как итог, я получила 20 баллов, с единственным замечанием: занял золото. Я должна была сказать либо взял золото, либо занял первое место.
Дополнение: собеседник будет человеком из вашей школы, который не связан с русским или литературой, также с вами в "темном углу" сидит проверяющий, это учитель русского, обычно не тот, который ведет ваш урок русского, а другой.
Что ж ждем итогового собеседования! Удачи!