Когда речь заходит о киновселенной мира Средиземья Толкина, всегда вспоминают экранизацию «Властелина колец», которая, вне всякого сомнения, является образцовым представителем жанра фэнтези. О «Хоббите» же, приквеле, выпущенном спустя десятилетие, обычно говорят как о приятном пустячке или необязательном дополнении к культовой трилогии начала нулевых. Конечно, «Властелин колец» был масштабнее в своих сюжетных амбициях, да и постановка у него более грандиозная и размашистая. Однако не стоит забывать, что «Хоббит» изначально не делал заявку на то, чтобы стать еще одним «Властелином колец». Причем так решил не только Питер Джексон, снимавший обе трилогии, но и сам автор литературного первоисточника. Именно поэтому «Хоббит» получился более домашним и легким, но при этом очень уютным и теплым кино приключением.
Джон Рональд Толкин является гениальным автором, который не просто придумал свой мир. Он создал новую вселенную и я говорю не о том, что делает Марвел. Супергерои базируются на определенных принципах, в то время как Толкин сам придумывает эти принципы.
Большинство людей думают, что книги Толкина ничем не отличаются от русской классики, западных авторов и тд. Такое происходит из-за того, что либо не читали произведения автора, либо читали его в неправильном переводе, которых можно насчитать десятки и лишь один будет правильный. Толкин не следует законам повествования, он пишет так, как ему хочется. Кому-то может показаться сложным Достоевкий с его моральными уклонами, но здесь совершенно другой случай, потому что Джон Рональд пишет на совершенно другом языке. Это язык становится понятным лишь через страниц 100-200. Его никак не выучишь, его просто надо понять. Каждое второе слово будет заставлять тебя искать его в словаре.
И как я считаю, это единственное чем могут привлечь произведения Толкина. Читая книгу "Хоббит", ты ожидаешь увидеть развитие персонажей, детальное боевые сражения, как в "Войне и мире", продуманный сюжет, а получаешь учебник истории. Толкин будто писал книги, не обращая внимание на основы драматургии. В его историях считается нормой, что бы главного злодея убил персонаж, появившейся страницу назад, а главные герои шли к этому злодею 200 страниц и убили за 2. Когда такое происходит, появляется некая пустота и вопрос: "Зачем всё это было, ради пары страниц?".
После прочтения становится интересно, как же такое могли экранизировать. Тут на сцену выходит другой гений - Питер Джексон. Человек, который смог интересную историю, сделать еще интересней. Многие осуждают его за то, что он растянул маленькую книжку в 300 страниц аж на 3 фильма, но мне кажется он сделал правильно, а главное качественно.
Режиссер добавил то чего не хватало книгам Толкина - проработанный сюжет, где тебе интересен не только один хоббит, но и остальное 13 гномов. Каждый имеет свой мотив к действиям и ты ему веришь, в то время как книга показывала нам лишь желание убить дракона, которого гномы толком то в книге и не увидели. В то время как фильм смог показать нам отличную линию повествования дракона и гномов.
Одна из последних глав книги показывает нам битву главенствующих воинств, где есть армии гномов, эльфов, орков, людей. Настоящая битва пяти воинств, которая вышла на 10 страниц. Фильм же нам показывает настоящий эпос войны с трагическим финалом, вызывающий эмоции. В то время как финал книги вызывал у меня некую озадаченность.
Я не хочу сказать, что книги Толкина ужасны. Нет, это совершенно не так. Просто они по-другому работаю. В них нет глубокого повествования, это летопись написанная несуществующим языком, с которым стоит ознакомиться каждому, а если зацепит история, то после прочтения бегом смотреть киноадаптации.