МС-21 («Магистральный самолёт XXI века») — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт . Программа семейства ближне-среднемагистральных самолётов МС-21 разрабатывается корпорацией «Иркут » совместно с входящим в её состав ОКБ Яковлева . Предполагалось, что при запуске серийного производства самолёт получит наименование Як-242 , однако, впоследствии от этого отказались .
Первый полёт совершил 28 мая 2017 года . Впервые был открыт для публичного посещения на МАКС-2019 в сентябре 2019 года .
Начало серийного производства было запланировано на 2017 год , но было перенесено сначала на 2018 год, а затем на 2021 год . В связи с действием санкций против корпораций ОАК и «Ростех » срок может быть перенесён на период до 2025 года.
Самолёт МС-21 предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях и призван конкурировать с иностранными аналогами на всех географических рынках . Данный самолёт имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолётов (4,06 м), что позволяет предоставить пассажирам и экипажу комфорт, сравнимый с комфортом широкофюзеляжных самолётов последнего поколения.
Крыло МС-21 сделано, впервые для машин ближне- и среднемагистрального классов, из полимерных композитных материалов; на момент выпуска в мире имеется три самолёта, у которых крыло изготовлено из подобного материала — Boeing B787 Dreamliner , Airbus A350 XWB и Bombardier CSeries .
МС-21 планируется оснащать по выбору заказчика одним из двух типов двигателей:
Предполагается, что основную конкуренцию самолёту МС-21 составит китайский самолёт Comac C919 , но, вместе с тем, МС-21 претендует на ту же коммерческую нишу, что и Boeing 737 и Boeing 737 MAX , и Airbus A320neo
Главный конструктор проекта — Константин Попович .
Самолёт разрабатывался на базе проекта Як-242 ОКБ им. Яковлева , который был закрыт в 1993 году из-за недостатка финансирования.
Программа семейства ближне-среднемагистральных самолётов МС-21 разрабатывается корпорацией «Иркут » совместно с входящим в её состав ОКБ Яковлева. Участником проекта также была компания «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина », однако, в феврале 2008 года она покинула проект .
Разработкой нового крыла для МС-21 занималась компания АэроКомпозит , работами по фюзеляжу — непосредственно корпорация «Иркут», а также ОКБ Яковлева. Хвостовую часть проектировало КБ Бериева .
29 октября 2010 года в ЦАГИ были завершены предварительные испытания воздухозаборников для двигателей самолёта. В ходе исследований определены режимы безопасной эксплуатации самолёта с установленными двигателями. По завершении всех необходимых процедур были выданы рекомендации разработчику «МС-21» по их эксплуатации.
5 июня 2012 года «Иркут» и Pratt & Whitney подписали окончательное соглашение о том, что заказчикам нового самолёта будут предлагаться двигатели PW1431G . Первый полёт лайнера с этими двигателями был запланирован на 2015 год.
30 октября 2012 года корпорация «Иркут» представила МС-21 с российскими двигателями ПД-14 для государственных заказчиков — Министерств обороны и внутренних дел Российской Федерации, МЧС РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Специального лётного отряда «Россия» Управления делами Президента РФ.
6 февраля 2014 года Иркутский авиазавод (филиал НПК «Иркут») начал сборку первых опытных образцов самолёта МС-21-300.
31 июля 2014 года в ЦАГИ завершился первый этап испытаний крупномасштабной модели самолёта.
Торжественная церемония выкатки и презентация лётного образца нового самолёта МС-21 состоялась в цехе Иркутского авиационного завода 8 июня 2016 года.
Первый полёт МС-21 совершён 28 мая 2017 года . Полёт прошёл штатно и проходил на высоте 1000 метров при скорости 300 км/час, его продолжительность составила 30 минут . Лайнер пилотировали лётчики-испытатели, Герои России Олег Кононенко и Роман Таскаев. 17 октября 2017 прошел первый дальний полёт (4500 км) из Иркутска в Жуковский, на территорию ЛИИ имени М. М. Громова, где будут проходить дальнейшие испытания .
12 мая 2018 года на аэродроме Иркутского авиазавода состоялся первый полёт второго опытного самолёта МС-21-300. При постройке новой машины учтены результаты лётных испытаний первого опытного самолёта. Продолжительность полёта составила 1 час 7 минут, он проходил на высоте до 3000 метров при скорости до 400 км/час. Программа полёта включала проверку самолёта на устойчивость и управляемость при различной конфигурации крыла с уборкой и выпуском шасси, а также проверку работоспособности бортового оборудования. Самолёт пилотировал экипаж в составе лётчиков-испытателей Василия Севастьянова и Андрея Воропаева