Интересное развитие событий на которое следует обратить внимание - это перемены в том, как Россия теперь выстраивает экономическую политику с некоторыми государствами. В данном случае это страны Прибалтики, через которые шёл российский транзит. Порты Латвии, Эстонии, Литвы пропускали сотни тонн грузов, которые шли из России, а также Белоруссии, Казахстана, а обратно шла доставка из стран Европы. Миллионы за транзит и использование терминалов в балтийских портах - это значительная часть поступлений в бюджет этих стран.
Однако политика проводимая странами Прибалтики в отношении России и союзной нам Белоруссии привела к тому, что теперь прибалтийские железные дороги и порты остаются без транзита. Объемы перевозок стремительно сокращаются. Такая тенденция была в течение последних лет, а 2020 год и события в Белоруссии сыграли значительную роль в том, чтобы окончательно отказаться от сотрудничества с прибалтами.
Рассмотрим кратко хронологию событий
После распада СССР, экономика маленьких стран рухнула сразу, но оставшаяся в наследство инфраструктура была нужна России для экспорта и импорта товаров. В Вильнюсе, Риге и Таллине этим воспользовались, ведь надо откуда-то брать деньги в бюджет, да и рабочие места сохранить людям.
Одновременно, руководства этих стран ориентированные на сближение с ЕС, использовали транзит, как инструмент шантажа (по другому не назвать). Всё время грозили перекрыть железнодорожные перевозки и доступ в порты российского экпорта.
Естественно, что бесконечно так продолжаться не могло. Транспортная инфраструктура имеет для России не только экономическое, но и стратегическое значение. Для решения этого вопроса было начато строительство в Приморске, Высоцке и Усть-Луге терминалов для хранения, отгрузки и приёма грузов - это уголь, зерно, контейнера. Значительное увеличение грузопотока в этих хабах произошло в 2020 году. А вот транзит и поставки угля в Прибалтику практически остановлены, сокращаются и перевозки зерна и других грузов.
Белоруссия отказывается от транзита через Прибалтику
Толчком послужило изменение внешней политики России и события в Белоруссии. В начале 2020 года Россия закрыла торговые представительства в странах Прибалтики. Далее, после президентских выборов в Белоруссии, результаты которых в Прибалтике не признали, медленные прибалты взбудоражились так, что начали угрожать России за поддержку Лукашенко и ввели санкции против Минска. "Батька" в ответ пригрозил перенаправкой белорусского транзита и прекращением торговых отношений. В Литве не верили, считая, что альтернативы их портам и дорогам нет.
Далее события развивались очень быстро
Произошли встречи президентов и премьер-министров Белоруссии и России, а затем встретились и обсудили вопросы сотрудничества главы транспортных ведомств. Лукашенко лично просил Путина строительстве белорусского терминала и эта просьба встретила поддержку. Уже оговорены все денежные вопросы. Так что перенаправка транзита из Белоруссии в порты России - это уже вопрос решённый окончательно. Потери Литвы составят сотни миллионов евро, которые она получала от транзита белорусских грузов.
Новейшие терминалы на Балтике уже работают, часть работ близится к завершению. Маршрут и условия намного выгоднее и уже Казахстан обратился с просьбой о предоставлении отдельного терминала для поставок и отгрузки зерна.
Оставшиеся без транзита страны Прибалтики уже запросили денег в ЕС
Вспомнили проект "Rail Baltica" - это скоростные железные дороги, его никак не могут реализовать уже 15 лет. Он требует полной замены полотна на более узкое. По плану, данный проект свяжет Прибатику с Западной Европой. Вот только деньги (180 млн. евро) выделять им не хотят. Всё просчитали и решили, что нерентабельно. Нет нужного объема грузов и пассажиропотока.
Модернизировать порты, прибалтам посоветовали за свой счёт из прибыли от их работы.
Итог
Европа и Россия договорятся, а #Прибалтика по факту остаётся в стороне и это новая реальность. Только политики этих стран по видимому этого не понимают. Теперь придётся расплачиваться.
Россия меняет политические и экономические отношения со странами политика которых недружественна и это уже не просто слова. В этом случае происходит успешная реализация отечественных проектов, которые позволяют не зависеть от таких ненадёжных соседей.
Такая же участь ждёт и Украину, через которую идёт транзит газа и Газпром начал его сокращать.
Ваше мнение - правильно поступают #Россия и #Белоруссия по отношению к этим странам прекращая с ними торговые и экономические отношения?
ТАКЖЕ ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
1) Латвия и Украина паникуют. Россия сокращает транзит угля и газа через эти страны