Ровно 100 лет назад, 5 февраля 1921 года, Семиреченский областной революционный комитет принял решение о переименовании города Верного в Алма-Ату.
Колокольный звон над землёй плывёт…
Как сибиряки осваивали Семиречье
Несколько лет назад был проездом в Алма-Ате, хотел увидеть своими глазами уникальное произведение деревянного зодчество начала двадцатого века – Свято-Вознесенский кафедральный собор русской православной церкви, построенный, как утверждают многие прихожане, без единого гвоздя. Мечта моя сбылась, теперь я делюсь своими впечатлениями.
Символ силы, духа и веры
Свято-Вознесенский кафедральный собор стоит в самом центре бывшей столицы Казахской ССР Алма-Ате, в парке 28 Гвардейцев-Панфиловцев. Его цветастые купола с крестами устремились вверх на 56 метров, что даже самые высокие деревья не могут дотянуться до его макушки. Собор признан памятником архитектуры и истории, входит в десятку уникальных деревянных сооружений мира.
Храм строил мастеровой люд со всей российской империи. Многие прибыли сюда из Сибири. «Я был хорошо знаком с одним из строителей храма, звали его Егором Калистратовичем Млечным, - рассказал Иван Петрович Сомов, старожил Алма-Аты, - в конце семидесятых годов, будучи студентом, снимал комнату в его большом деревянном доме, было ему тогда уже за восемьдесят. Однако он, как истинный сибиряк, был бодрым и подвижным. Несмотря на возраст, хорошо помнил многие события из детства. Оказалось, что его семья прибыла в Семиречье в начале девятисотых годов из-под Томска. Егор Калистратович вспоминал, что жили они на берегу сибирской реки Чулым. Отец был хорошим плотником, построил в округе не одну церковь. И когда прослышал о том, что здесь будут возводить деревянный храм, снялся с места и вместе с семьёй прибыл в теплые края. Егору тогда было чуть больше десяти лет, и отец постоянно его брал с собой на стройку. Там он с малых лет, как любил потом повторять Егор Калистратович, «набил руку» и тоже стал плотником. Спустя годы построил своими руками огромный, из тёса, дом на два хозяина. В одной половине жил его сын, а сам он, похоронив жену, доживал свой век в одиночестве во второй его половине. Я ему часто был собеседником, и хорошо запомнил все его рассказы».
Люди утверждают, что храм уберёг от многих напастей, которые выпали на его долю в XX веке, сам Всевышний! И эта вера основана на реальных фактах. Собор устоял во время сильнейшего землетрясения, которое произошло в предгорьях Заилийского Алатау в конце декабря 1910 – начале января 1911 годов, когда пять сильнейших толчков, первый из которых – десятибалльный, превратили одноэтажный город Верный в развалины. Тогда обрушилось огромное количество зданий, в том числе несколько церквей, с колоколен которых сорвались колокола и упали на землю. На соборе же лишь покосился огромный крест, венчающий главный купол. Многие годы он напоминал жителям о бессилии стихии перед силой духа и веры русского народа. В память об этих трагических днях население Верного соорудило на въездах в город четыре, по сторонам света, часовни, водрузив на них кресты и иконы, а в Свято-Вознесенском соборе установили копию чудотворной иконы Божией матери Казанской, разместив на ней пять живописных медальонов по числу наиболее сильных подземных толчков. Собор построен в память Святых Великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, – небесных покровительниц Семиречья, и одновременно может вместить до полутора тысяч молящихся. Торжественная закладка первого камня в основание фундамента будущего храма состоялась 26 сентября 1904 года и была приурочена к 50-летию города Верный. Освящение собора и первое богослужение совершено 30 июля 1907 года.
Форпост российской империи
Форпост российской империи на юге страны, основанный русским правительством в феврале 1854 года, быстро разрастался, превратившись в крупную казачью станицу, а затем в город Верный. Сюда стали активно переселяться жители центральных губерний России, а также сибирские казаки. В 1867 году Верный стал центром Семиреченской области.
К этому времени город уже обрёл своё лицо – центр был застроен зданиями оригинальной архитектуры, среди которых особенно выделялись Дома военного и общественного собрания,
жилые дома купцов Гаврилова, Шахворостова, Зубова и другие, которые и сегодня являются украшением современной Алма-Аты.
В одном из таких жилых домов, прозванном «Лауреатником», во время Великой Отечественной войны жили видные деятели Советского кино – Сергей Эйзенштейн, Любовь Орлова и Григорий Александров, Марина Ладынина и Иван Пырьев, Фаина Раневская… В другом, небольшом, необычайно красивом особняке, построенном в стиле модерн, когда-то принадлежавшем хозяину сапожных мастерских, почётному гражданину города Верный купцу Титу Головизину, жил будущий руководитель Советского Союза Леонид Брежнев.
В конце XIX века возник вопрос о строительстве в городе православного храма. Первые епископы Туркестанской епархии вели переписку по этому поводу с Московским патриархатом, даже составили проект и смету. Но воплотили замысел только в начале нового века.
Строительство храма было поручено сыну первого городского головы Верненской Думы Павла Матвеевича Зенкова – Андрею Зенкову, выпускнику Санкт-Петербургской Николаевской инженерной академии, который получил назначение в 1898 году в город Верный на должность заведующего чертёжной мастерской инженерной дистанции, а в 1900 году стал руководителем строительного отделения Семиреченского областного правления. В качестве главного строительного материала для храма Андрей Зенков выбрал тянь-шанскую ель.
После того, как были завершены работы по возведению собора, Андрей Зенков подготовил отчёт, в котором привёл интересные подробности строительства. Он указывал, что: «…на железные зажимы, стягивающие конструкции колокольни, купола и башен пошло 120 пудов железа, гвоздей разных – 8,2 пудов, скоб – 48 пудов». (Выходит, что собор был построен без единого гвоздя – миф?). Из отчёта также следует, что фундамент собора впервые в Верном выполнен с применением армированного железобетона. Его окружает кольцевая подземная галерея для отражения поверхностных сейсмических волн. Уникальны также конструктивные особенности самого здания, его вертикальные связи. К примеру, к брёвнам снаружи строители пришили облицовку из толстой доски, а так как стены ослаблены 12 оконными проемами, их усилили 16 парами толстых брусьев, проходивших по всей высоте колокольни. Сруб прошили восемью сквозными вертикальными болтами, которые прочно «схватили» сруб колокольни, включая высокую пирамидальную крышу.
Именно такая конструкция здания собора не дала ему разрушиться во время верненского землетрясения 1910-1911 годов. По этому поводу Андрей Зенков говорил: «...при грандиозной высоте собор представлял очень гибкую конструкцию. Колокольня его качалась и гнулась как вершина высокого дерева, и работала как гибкий брус...». Известный писатель Юрий Домбровский в одном из своих романов так описал последствия того трагического события: «...он (собор) висел над всем городом – высочайший, многоглавый, узорчатый, разноцветный, с хитрыми карнизами, с гофрированным железом крыш, с колокольней, лестницей – целой системой лестниц, переходов и галерей – настоящий храм Василия Блаженного!.. что даже после сильнейшего землетрясения в городе Верном из великолепных дворцов Зенкова не обрушился ни один. Дерево не подвело его!».
Инженер Зенков стал автором метода строительства зданий в сейсмоопасных зонах.
Даже спустя более века со дня окончания строительства Свято-Вознесенский кафедральный собор продолжает впечатлять людей своей красотой. Его пять цветастых куполов с крестами по-прежнему гордо возвышаются над землёй, а в урочный час подают свои голоса церковные колокола.
И милый для каждого православного колокольный звон, лаская его слух, долго плывёт над городом…
Возвращение к истокам
Не менее трагичной судьба Свято-Вознесенского кафедрального собора была в советские годы. В тридцатые, например, городские власти приняли решение о размещении в нём краеведческого музея, в котором, кстати, работал научным сотрудником писатель Юрий Домбровский, сосланный в Алма-Ату. Саму колокольню использовали вместо склада.
«Мои дед с бабушкой были набожными людьми, – рассказал прихожанин храма Алексей Четвергов, – они приехали в Семиречье из Сибири, иногда говорили, что люди, которые это сделали, взяли на себя непоправимый грех. Так это было, или нет, но однажды эти люди попытались снять с собора кресты, украшавшие храм. Однако человек, который взобрался наверх, не удержался и разбился насмерть. Поэтому кресты оставались на куполах все советские годы. Но колокола всё же сняли. Самый большой – 250-килогаммовый Благовест так до сих пор и не нашли».
В те же годы на колокольне собора были установлены антенны Всесоюзного радио, а в помещении шли записи хора и солистов казахского радиокомитета.
Впервые собор отреставрировали ещё в советские годы. В 1995-ом он вернулся во владение Русской православной церкви. Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в присутствии президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева освятил собор, и 24 апреля архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий совершил первое богослужение.
С тех пор в храме проходят ежедневные службы: пережив все испытания, выпавшие на его долю по воле природы и человека, Свято-Вознесенский кафедральный собор продолжает стоять во всём своём великолепии, блистая лучезарной красотой, символизируя несгибаемую силу духа и веры православного человека.
Василий Матвеюк