Всем привет! Прошлую публикацию про французский документальный фильм "Любовь и (вот это самое) во время оккупации" Дзен заблокировал. так что пришлось удалить (но фильм очень хороший, посмотрите обязательно). А вчера руки дошли до фильма, о существовании которого узнал ооооочень давно, в детстве ещё.
По ящику тогда началось кино, запомнилось название: The spy in black. Что-то там было про девушку в автомобиле ... но возможности посмотреть до конца не было. Уж не помню, отчего.
Однако же, название в память въелось крепко и вот, пришло время оценить старую киноленту.
Итак, постараюсь избежать пересказа. Ибо он - Зло. Скажу лишь, что на дворе 1917 год, Первая мировая и немцы упорно твердят себе, что Англия умирает с голоду, истощена до крайности. О чём нас уведомляет кильская газета, показанная крупным планом:
Сразу стоит отметить Главное! После войны прошло 20 лет, всего ничего. Победители-англичане могли бы в своём фильме изобразить бывшего врага карикатурно. Могли бы, но не стали. Напротив, все немецкие персонажи, которых мы встречаем с самого начала, показаны с уважением и даже с некоторой долей симпатии.
И это очень радует.
Как следует из названия, это история про шпионов, а если конкретнее - про диверсию. В тылу врага, да. На базе английского флота.
И да, это снова фильм про подводную лодку, хотя и лишь отчасти (между прочим, в американском прокате фильм шёл под названием U-Boat 29). Грозные и легендарные субмарины кайзера здесь появляются лишь на несколько минут, но нельзя не отметить тщателбность исполнения декораций интерьера! Мои любимые технические подробности, хитроумные детали и сложные механизмы, в которых я ничего не понимаю:
А вот и главный антагонист - немецкий офицер-подводник, капитан Хардт! Несомненно, он не может не вызвать симпатию у зрителя. Упорство, верность долгу, хладнокровие; и в то же время ничто человеческое ему не чуждо. Именно ему и поручено опасное задание.
Между прочим, немецкого офицера сыграл немецкий же актёр Конрад Фейдт, что был весьма востребован в Англии и США. Интересная судьба у него; слово опять же Вике:
Так что вот, это ещё одна причина посмотреть "Шпион в чёрном".
Приятно и довольно увлекательно наблюдать за развитием отношений немецкого агента Хардта и якобы школьной учительницы, которую сыграла Валери Хобсон (тоже не последняя актриса тех времён).
Отношения внутри этого шпионского дуэта - это и есть тот стержень, на котором держится вся рассказанная история. The New York Times охарактеризовала старый фильм так: "самая захватывающая шпионская мелодрама с начала Второй мировой. Пусть у англичан нет "Бремена", но у них все еще есть Конрад Фейдт".(https://www.nytimes.com/1939/10/06/archives/the-screen-four-films-in-review-ingrid-bergman-of-sweden-makes-her.html)
Но самое интересное ждёт нас по мере развития сюжета, когда оказывается, что это не дуэт, а ... треугольник. И третьей стороной его является британский лейтенант, сыгранный, между прочим, Себастьяном Шоу.
Кто такой? А вот тот самый, что играл много позже, полвека спустя, Дарта Вейдера, снявшего свой шлем!
Итак, это история шпионажа, предательства, интриг, внезапно зародившейся симпатии, воинсого долга, - и всё это в старой доброй Англии, у моря. Вот, кстати, и корабли Флота Его Величества, цель всего задания:
Видимо. тут использованы документальные кадры. И использованы-то как умело: сцены учебных стрельб из всех орудий чередуются с показом повседневной жизни сельской школы:
Корабли палят, ученики поют, овцы пасутся ... зритель должен чувствовать, что всё под контролем, Англия в безопасности. И тут же камера показыват нам Хардта, из своей каморки зорко следящего за флотом врага.
Вообще, оператор и мастер по свету молодцы. В те времена умели создавать напряжение, играя с тьмой и тенями.
Под покровом ночи вершатся тёмные дела, кипят шпионские страсти, и ты не знаешь, кому верить. Кто друг, кто враг?
Напряжённое ожидание, чуткий сон, тени во мраке, затаившийся враг. В те времена люди ещё не были столь избалованы обилием фильмов. Тогда как раз гремела слава франкенштейнов и дракул. Сейчас всё это покажется старомодным, избитым и смешным даже. Но вы представьте, с каким интересом, с замиранием сердца смотрели зрители этот фильм тогда, в годы уже Второй мировой. В тёмном кинотеатре, желая развлечься и снять напряжение, испытывая катарсис.
Напряжение достигает предела, сюжетные линии постепенно распутываются и становится наконец ясно, кто есть ху. А высвобождается накопленная энергия в финале фильма, где нас ждёт военно-морской боевик со взрывами, пробитыми бортами кораблей и хлещущей внутрь водой. Глубинные бомбы, торпеды, орудия - всё пойдёт в дело.
Но главное и самое ценное в фильме не это. Не боевые сцены, не любовно-шпионские страсти. А вопрос: как быть, когда понимаешь, что надобно выполнять свой воинский долг и в то же время осознавать, что враг - тоже человек, тем более в боевые действия втянуты гражданские? И это ТЫ виной тому, это на ТЕБЕ лежит ответственность за их жизнь и смерть. И времени на размышления катастрофически мало.
Вот в этом-то вся соль картины, вот потому-то и интересно её смотреть. Невозможно не задаваться теми же вопросами, когда смотришь старый фильм и представляешь себя на месте героя.