С 12-го по 30-е января галерея "Борей" открывает свои двери для всех обитателей и обитательниц города на Неве, желающих посетить выставку местного художника Геннадия Агафонова.
Это небольшая выставка , на которой представлено около 30-ти картин-итогов 2020-го года. Работы демонстрируют нам повседневные и незамысловатые сюжеты, которые имеют место быть в жизни каждого человека, например, ситуация в магазине, приготовление пищи, вынос мусора, поход в душ или внезапное пробуждение в спальне. Персонажи картин так же просты и уютны, как и сюжеты: продавщицы, кровельщики, могильщики или мирно сидящие на пляже обычные люди.
Каждая работа это мини-история, в которой художник и зритель выступают в роли пассивного созерцателя, который не вмешивается в ситуацию, а просто наблюдает со стороны.
Для всех, кто и так следит за творчеством Геннадия в интернете, это будет хорошей возможностью рассмотреть картины вживую, а для тех, кто не следит, будет прекрасная возможность познакомиться с новым автором, а также посмотреть на привычные вещи под другим углом.
На открытии выставки нам удалось немного пообщаться с Геннадием и задать ему пару вопросов.
Какую из представленных здесь работ вы выделяете больше всего?
Хм, я себя плохо со стороны оцениваю, для меня это сложно, но больше всего я доволен двумя работами. (Очень популярный вопрос, кстати, мне его только что задавали.) Есть работа «Ухо отлежал», там сидит мужчина со спящей женщиной на одной кровати, и есть работа «Поп с кадилом»; по-моему, они очень неплохие по композиции и по цветам. По крайней мере, если не прицеплять к ним никакие сложные идеи, то они наиболее радую мой глаз.
Что вам больше нравится: создавать аппликации или писать картины?
Вообще, я до прошлогодней весны занимался живописью, в основном. Аппликации были чисто баловством, которое неожиданно так пошло. Мне больше всего нравится чередовать, я не хочу надолго останавливаться на одной технике, по крайней мере, пока. Другое дело, если в живописи мои работы не особо кому-то интересны, то у аппликаций, по мнению моих искусствоведов, больше потенциала, поэтому они переросли в эту выставку, а живопись спокойно лежит у меня дома где-нибудь на полочке и пока что не особо кого-то интересует. Посмотрим, может, что-нибудь изменится.
Чем вы вдохновляетесь при создании работ?
У меня довольно много любимых художников, если вы про это.
Не совсем. Скорее, о каких-либо событиях или людях.
Я рисую то, что меня окружает или приходит в голову. Я не люблю сложные концепции, я считаю, что это совершенно излишне. Мне в работах больше всего важна визуальная составляющая, чтобы она радовала глаз. Я не пытаюсь никому сообщить каких-то сложных философских постулатов, поэтому я вдохновляюсь совершенно прозаичными вещами. То есть, мне что-то пришло в голову, я записал это в телефоне двумя словами. Собственно говоря, «Мангал на Финском заливе» — я подумал, что композиционно это неплохо, потом приехал домой и сделал это. Все как-то спонтанно и мимолетно.
К какому направлению в искусстве вы относите свое творчество?
Не знаю. Наверно, коллаж, аппликация — самое простое, что приходит в голову. Я, конечно, немного подкрашиваю, а не чисто из материалов леплю, но я сознательно ничем не ограничиваюсь. Просто в настоящее время промышленность предлагает нам довольно интересные фактуры, почему бы ими не пользоваться? Наверно, это все-таки коллаж.
Вы считаете свое творчество честь андерграундной культуры?
Я не задумывался об этом, мне это совершенно не важно.
Есть ли у вас какие-либо ритуалы, чтобы настроиться на творческий процесс?
То, что я дальше скажу, будет шуткой, но я уже несколько раз посмеивался на эту тему. Когда серия этих аппликаций пошла, я использовал один и тот же клей. Возможно, у него были какие-то наркотические свойства, поэтому получилась такая выразительная серия, но это шутка. А так, музыка.
А какую музыку слушаете?
Я не знаю, скажет ли это кому-нибудь что-нибудь, потому что у меня есть такая самая типичная музыка, под которую никогда ничего плохого не получалось. Есть такая немецкая группа Apparat или какое-то такое грустное инди (как это сейчас называется?).
У вас есть кумиры, на которых хотелось бы быть похожим в творческом плане?
Да, но я не знаю, насколько корректно об этом говорить. Можно разоткровенничаться и сказать, что буквально несколько недель назад в этой же галерее проходила выставка замечательного художника Кирилла Аграновского, который меня в хорошем смысле поразил некоторое количество лет назад, и отдаленно мое творчество можно связать с тем, что он делает. Если вы его не знаете, рекомендую посмотреть и изучить.
Где вы берете персонажей и находите сюжеты для аппликаций?
В голове. Персонажи незамысловаты, ситуации тоже, поэтому, как я говорил, я не задаюсь долгими умозаключениями и не думаю днями напролет о том, что же я хочу сказать человечеству. Я довольно импульсивный человек, и сюжет возникает за пять минут. Главное, вовремя записать, потом открыть записную книжку и посмотреть записи.
Вы когда-нибудь ассоциировали себя с героями картин?
Да, постоянно. Не могу сказать, что большинство, но добрая половина сюжетов так или иначе относятся ко мне. Но я там не персонаж, а наблюдатель или же просто участник. Там можно как раз-таки увидеть много лысых мужчин, таких же, как я. Может, по этому признаку можно понять, что я имел в виду себя.
Существуют ли для вас какие-либо табу? То, что вы бы никогда не стали рисовать?
Виды Санкт-Петербурга. Это шутка. Я никогда об этом не задумывался, мне бы не хотелось сознательно что-либо нарушить или кого-нибудь на что-то спровоцировать. Я понимаю, что я это могу, но мне это не интересно. Я, честно говоря, такой лирический товарищ, и можно конечно назвать какие-то вещи, но вряд ли я о них вообще думаю, поэтому я бы сказал так: да, они есть, но перечислить их я не готов.
Когда и как вы впервые решили соединить бытовой реализм с элементами экспрессионизма, сюрреализма?
Вот это вопрос так вопрос… Когда, как и при каких обстоятельствах и что было на часах… Не знаю. Могу объяснить, почему не знаю: мы, активно практикующие художники, рисуем постоянно, и возникает достаточно большой объем работ, и вспомнить, когда же за последние пять лет я нарисовал стул, табуретку или мрачного человека, я конкретно не припомню. Не было какого-то озарения или импульса, что вот сейчас я прекращу делать это и начну вот это. Скорее всего, он присутствует на протяжении всего периода, когда я делаю вообще что-то. Просто данная выставка собрала как раз работы с этой темой, но при создании одних работ можно надергать несколько на совершенно другую тему, и они не менее часто мной делаются. Здесь просто концепция, которую придумали кураторы, и я здесь практически ничем не управляю.
Что для вас честное искусство?
Для меня, честное искусство — это свободное искусство, и тогда надо спросить: «А что такое свободное искусство?». А свободное искусство — это искусство, свободное от рамок, корысти и, наверное, рамок политкорректности в настоящее время. Что-то больше ничего умного в голову не приходит. Я, по крайней мере, про себя могу сказать, что я зарабатываю совершенно не тем, что выставил здесь. Я не профессиональный художник, у меня нет проблемы с деньгами, я существую на другие деньги и могу себе позволить творить все, что захочу, нравится это кому-то или нет, и меня вообще постоянно удивляет, что это нравится кому-то, кроме меня, вот так вот. А по поводу политкорректности, просто мой жанр не находится в каком-то пересечении с тем, чтобы кому-то на какую-то мозоль наступить, и поэтому такая проблема для меня не стоит. Для других художников — да, я понимаю, но это сугубо их проблемы. Лучше их спросить, как они с этим разбираются.
Текст: Вероника Хмелевская
Вопросы: Вячеслав Илларионов-Саблин, Ника Хмелевская
Редактор: Ильдар Мухамадеев
Больше материалов на УндергрундХерос