Во времена СССР на содержание вытрезвителей выделялись средства из «водочных денег» – прибыли от продажи государством алкоголя. Сейчас нет госмонополии на алкоголь – нет и денег. Идея государственно-частного партнерства в этой сфере нова. Народ больше с этим ГЧП знаком по работе штрафстоянок: власти выявляют нарушителей, эвакуируют автомобиль. Водитель платит в два кармана: в государственный – штраф, а за незаказанные им услуги по эвакуации – в чей-то еще.
Теперь по похожей аналогии регионы могут создавать систему вытрезвителей. Доставка клиента без его согласия будет силами полиции, а протрезвевшие граждане станут возмещать «погрузку» и приход в себя из своего кармана. Эта идея вызывает множество нареканий. С учетом кризиса и безденежья не все смогут оплатить отдых в вытрезвителе – а это не менее 1 тысячи рублей за ночь. Коллекторов к такому должнику не пришлешь, как и приставов. Правда, некоторые общественники предлагали, чтобы человек за вытрезвление заплатил натурой, то есть собственным трудом.
Что-то подобное напоминает частные тюрьмы – тоже бизнес, за границей довольно успешный. Речь идет не о передаче в частные руки бандитов и убийц. Вполне приемлемым считается открытие исправительных учреждений для совершивших экономические преступления. Государственно-частное партнерство в сфере исполнения наказаний предусматривает привлечение бизнеса для строительства тюрем. Отчасти это сократит бюджетные расходы: охранять заключенных будет по-прежнему государство, но у него появятся возможности обеспечить заключенным человеческие условия содержания.
За рубежом распространена такая схема: за свой счет инвестор строит тюрьму и арендует ее государству. При этом он за счет казны снабжает тюрьму всем необходимым имуществом и продовольствием. Более того, управляющая компания получает возможность использовать заключенных в качестве недорогой рабочей силы. Из стран бывшего СССР к внедрению такой схемы сейчас идет Казахстан.