Найти тему

«Там, где была она, был рай»

На Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга чуть в стороне от центральной Алтарной дорожки находится необычный склеп. Не заметить его невозможно – он выделяется среди прочих и своей формой, и отделкой, и даже тем, что отделка на нем сохранилась почти полностью – в то время как остальные склепы доведены вандалами до практически неузнаваемого состояния.

Склеп. Вид от Алтарной дорожки
Склеп. Вид от Алтарной дорожки

Давайте подойдем поближе и посмотрим на это сооружение. Прежде всего, мы видим два строения, а не одно. Вместе они составляют единый архитектурный ансамбль. Оба строения в греческом стиле выполнены из гранита.

Слева — склеп-усыпальница с подземным помещением, отделанным метлахской плиткой и мрамором. К сожалению, подземелье затоплено, и осмотреть его нет никакой возможности.

Справа — часовня, украшенная цветами, с алтарем и мраморным барельефом. Она предназначалась для молитв об усопшем — точнее, усопшей: как подсказывает нам барельеф, в усыпальнице покоится женщина (листайте галерею внизу).

... Давным-давно, много лет назад, еще задолго до революции, жил-был в Голландии маленький мальчик Хенрик Гильзе фан дер Пальс. Он рано лишился матери, и отец отправил его в интернат в Германию. Там Хенрик не только успешно учился, но и подружился со швейцарцем Максом Нойшеллером, сыном богатого промышленника. Отец Макса, приехав навестить сына, был очарован смышленостью Хенрика и, недолго думая, забрал обоих молодых людей с собой в Петербург, где устроил их на работу в свою компанию по производству резиновых изделий (впоследствии «Треугольник»). Хенрику не было еще и 30, когда он стал преуспевающим предпринимателем.

Хенрик Гильзе фан дер Пальс. Фото из открытых источников
Хенрик Гильзе фан дер Пальс. Фото из открытых источников

В 1883 году Хенрик Гильзе фан дер Пальс женился на прекрасной семнадцатилетней Лючии Иогансен, дочери профессора консерватории Юлиуса Иогансена. Брак оказался и удачным, и счастливым. Супруги любили друг друга и жили в согласии. И Лючия, и Хенрик были из многодетных семей, поэтому вопроса о том, сколько должно быть детей в семье, даже не стояло. Лючия родила шестерых детей — трех сыновей и трех дочек: Люси, Леопольда, Макса, Генриетту (Этти), Эмму и Николая.

Семья фан дер Пальс, фото из открытых источников. Стоят: Макс, Леопольд, Люси (склонилась к отцу). Сидят: Лючия с Этти, Хенрик с Эмми. На переднем плане Николай.
Семья фан дер Пальс, фото из открытых источников. Стоят: Макс, Леопольд, Люси (склонилась к отцу). Сидят: Лючия с Этти, Хенрик с Эмми. На переднем плане Николай.

Хенрик тем временем работал не покладая рук, чтобы обеспечить семейство. Уже в 1884 году он получил все полномочия и право подписи в концерне Нойшеллера. А к 1889 году стал коммерческим директором компании «Треугольник».

И конечно, и Хенрик и Лючия мечтали о собственном доме, где вся их большая семья могла бы жить счастливо.

Поэтому Хенрик приобрел в 1900 году участок земли на Английском проспекте Петербурга, и заказал проект дома брату Лючии — известному в то время архитектору Вильяму Иогансену. Особняк получился на славу: трехэтажный, каменный, во дворе располагались службы, и еще осталось место для собственного садика. Все это великолепие было огорожено кованой решеткой. Строили огромный дом с 1901 до 1902 года, внутренняя отделка продолжалась до 1903 года.

Особняк был прекрасен, его так и хотелось назвать дворцом. Фасады были облицованы светло-желтым кирпичом и серым радомским песчаником, цоколь — серым гранитом. Внутри особняка были предусмотрены водяное отопление, канализация и водопровод, и даже два лифта — гидравлический и ручной.

В интерьерах особняка были учтены наимоднейшие веяния того времени. Только взгляните (фото и современные и того времени, листайте галерею):

Этот большой дом Хенрик строил для того, чтобы жить в нем дружно и счастливо со всей своей любимой семьей. Но в начале XX века в семью фан дер Пальс пришел незваный гость — туберкулез. Он навестил детей. В доме был предусмотрен домашний лазарет и даже устроен изолятор. Домашний врач дежурил у постели больных неустанно, и все заболевшие поправились.

Но туберкулез не пожелал уходить несолоно хлебавши. Напоследок он заглянул к матери семейства, Лючии. Только один Бог знает, сколько молитв вознесли ее муж и шестеро детей, сколько слез они пролили у постели метавшейся в горячке матери...

К сожалению, доктора оказались бессильны. В 1903 году Лючия Гильзе фан дер Пальс умерла. Ей было 37 лет. Лючии не удалось пожить в новом доме, насладиться великолепием комнат, отделанных в соответствии с ее пожеланиями, не удалось увидеть своих детей взрослыми...

Семья фан дер Пальс и семья Иогансен похоронили любимую Лючию на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. На участке было решено устроить семейное место и возвести часовню. Вильям Иогансен делал проект последнего пристанища любимой сестры. Он взял за основу египетские гробницы и повторил в отделке склепа и часовни все мотивы отделки дома, которые так нравились Лючии, использовал те же материалы, что и для строительства дома: серый радомский песчаник и гранит. Посмотрите, как трогательно смотрятся в отделке маки и лилии — символы вечного сна и нетронутой чистоты - листайте галерею. Над порталом часовни надпись PAX — мир.

Внутри часовни был установлен барельеф с портретом Лючии из чистейшего каррарского мрамора — работа скульптора Пьетро Каноники.
Точно такой же барельеф был сделан для украшения камина в осиротевшем особняке фан дер Пальсов.

Камин с барельефом в особняке. Фото из открытых источников
Камин с барельефом в особняке. Фото из открытых источников

Что же было дальше? Хенрик не женился повторно. Заботиться о младших и вести хозяйство стала старшая дочь — Люси. С началом Первой Мировой войны Хенрик отдал особняк под госпиталь для раненых, переехав с семьей на Каменный остров. В госпитале работали дочери Хенрика и Лючии. В 1908 году Хенрик стал нидерландским консулом.

После революции дети Хенрика уехали в Финляндию — у семьи были там имения. Хенрик было остался в Петербурге, уступил свою дачу на Каменном острове под огород. Но все его предприятия были национализированы. Не в силах смотреть, как рушится налаженное им производство, Хенрик в 1918 году уехал в Финляндию к детям.

Великолепный особняк какое-то время переходил из рук в руки, пока в 1939 году его не занял горвоенкомат.

А что же Лючия?

Лючия так и осталась в сырой петербургской земле на Новодевичьем кладбище. Семейное место лишилось кованой решетки и дверей, все ценное, что могли вынести — вынесли, даже крышу сломали. Вандалы повредили барельеф — он не подлежит восстановлению. Подземное помещение затопило водой.

Теперь только любопытные туристы, привлеченные необыкновенными маками на стенах часовни, заглядывают внутрь и застывают в изумлении. Никаких надписей, фамилий, надгробных плит не осталось, понять, кто здесь похоронен — невозможно. Барельеф поврежден и покрыт плесенью. Впрочем, можно, если постараться, разобрать надпись внизу под барельефом: «Du brachtest uns nur liebe güte und frieden».

Надпись. фото из открытых источников
Надпись. фото из открытых источников

В переводе с немецкого это означает: «Ты всегда приносила нам только добро и мир». А в очень вольном переводе это звучит как эпитафия Адама на могиле Евы у Марка Твена: «Там где была она, был рай».

Впрочем, ходят разговоры, что когда-то давно, в 1960х годах, потомки семьи ван дер Пальс наведывались на Новодевичье к могиле незабвенной Лючии... Но никаких документальных подтверждений этому нет.

-------------------------

Рассказ о потомках Лючии и Хенрика - здесь

-------------------------

Если вам понравился рассказ, загляните еще на эти странички:

  • О том, как прощаются перед долгой разлукой - здесь
  • О русской Золушке и часовне, где она похоронена - здесь
  • Об офицере, спящем вечным сном и исполняющем желания, - здесь
  • О знаменитейшем актере Александринского театра, царе русского смеха - здесь