Да-да, именно так.
Речь идет о полотне, после которого художник Павел Андреевич Федотов проснулся знаменитым, – «Сватовство майора» (1848 год). Это блестящая, полная сарказма сценка, выхваченная из жизни купеческого дома.
Ни одного лишнего персонажа здесь нет.
В центре внимания – богатая, но нетитулованная купеческая дочь-невеста. Кажется, что она прихорашивается перед зеркалом, а присмотревшись, понимаешь – она направляется к двери. Хочет убежать. Но такое игривое и кокетливое лицо у нее, что понимаешь – далеко не убежит. Да и маменька в пышном платье, что справа, ее удерживает – не позволит.
Маменька, как видно, в этой семье главная, она-то все и решила. К девушке пришел свататься майор. Он стоит в дверях, молодецки подкручивая ус. Видно, что небогат – не принес букетов ни будущей жене, ни свекрови. Зато явно что-то замышляет про себя. Не иначе, хочет прибрать к рукам денежки невесты.
Правильно. Потому что он знатный, но в кармане вошь на аркане. А после женитьбы каждый получит желаемое: купеческая дочка станет дворянкой, а ее муж поправит благосостояние (если не промотает его тут же).
Благообразный мужчина у двери, похожий на священника, – будущий тесть. Видно, что происходящее его вполне устраивает и он с ним внутренне согласен. Сваха, женщина в красном платье, так и сияет – довольна, дело почти сделано.
Второстепенные персонажи – старушка у стены и повариха, которые жадно слушают рассказ помощника купца о том, что происходит. Старушка то ли глухая, то ли притворяется, чтобы лучше расслышать подробности.
А посреди комнаты умывается кошка, и ни на кого обращает внимания.
Всех этих персонажей высмеивал сам автор. Павел Федотов представил свою картину первым зрителям в стихах, а начинались они так:
Вот купецкий дом –
Всего вдоволь в нем,
Только толку нет ни в чем.
…Наша невеста
Не найдет сдуру места…
А умная мать
за платье ее хвать!
Произведение не только принесло художнику славу, но и заставило общество открыто заговорить о так называемых «взаимовыгодных» браках. И осуждать их.
А Федотов, хоть и высмеивает героев, все-таки изображает их с симпатией и пониманием.
Разве не так?