Найти тему
Наталья Баева

Обучать, играя?

Такое и в голову не могло прийти консерваторам от образования, а образование по самой своей природе - едва ли не самая консервативная вещь на свете.

И вдруг, в 1830 году в Гатчине (пригороде Петербурга) Егор Осипович Гугель, скромный преподаватель немецкого, объявил о создании "малолетней школы" - для детей от пяти до семи лет. Ему было самому интересно проверить свою теорию о том, что этот возраст - период "знакомства с миром". Чем больше ребёнок увидит, чем лучше научится наблюдать, сравнивать, работать в команде с другими - тем выше будут его успехи в "настоящей" школе.

Обывателям идея показалась сомнительной настолько, что в школу удалось набрать лишь десять сирот: ведь совершенно непонятно, КАК собирается Гугель их УЧИТЬ, если Не за партой и БЕЗ наказаний?

Уроки начались в парках. На озёрах. Вот здесь:

Егор Осипович спрашивал детей:

- Почему это озеро называется Белым, а соседнее - Чёрным? Сколько здесь разных трав? А как вы их сравниваете - по цвету или по форме листьев? Почему вот эта птичка называется "поползень? На что похожи облака? А какого они цвета? Нет, белку вы не догоните, лучше расскажите, куда она так спешит?

(Если ребёнок мог перечислить пять цветов облаков - было ясно, что его стОит учить рисовать. Тот, кто угадает происхождение названия - возможно, талантлив в языках).

А когда портилась погода , начинались занятия в классе: на полу расстилалась огромная карта мира, и по ней учились читать. От самых коротких слов "Азия", "Орёл" - за полгода доходили да "Мадагаскара". И грамота, и география, для освоения которой достаточно любознательности!

Через два года прежних зашуганных сирот было не узнать. Успех эксперимента был столь очевиден, что в следующем наборе оказалось уже пятьдесят детей. Николай I распорядился даже принять сто, но при этом... поставил на вид замечательному педагогу, что "Школа - не место для игры. В основе обучения должна быть дисциплина, основанная на страхе и розге преподавателя".

Разум и опыт убеждали Гугеля в его правоте, а воспитание не позволяло усомниться в правоте Государя. Пионер нашего дошкольного образования кончил свои дни в сумасшедшем доме. Шкаф с его рукописями никто не открывал, словно боялись заразиться, пока ими не заинтересовался Ушинский.

Константину Дмитриевичу срочно надо было найти какой - то нестандартный выход: он обнаружил, что ученики - либо двоечники - второгодники, либо зубрилы-отличники, середины нет. Но знаний у тех и других примерно одинаково - никаких. КАК ЭТО?

Оказалось, запуганные отличники зазубривали страницы учебников наизусть (сдал - забыл), а те, кто посмелее, вообще не брали книжек в руки. И те, и другие считали учение мукой мученической: ведь учебники не были рассчитаны на детей, и без объяснений толкового учителя дети в них просто ничего не понимали.

- Отчего бывает день и ночь? Как получается хлеб? Отчего дует ветер? - спрашивал их новый учитель, и дети совершенно растерялись.

Тогда Константин Дмитриевич с таинственным видом стал ... расставлять по классу свечки. На столе, на полу, на шкафу... Зажёг. Открыл окно, открыл дверь в тёплый коридор. Что за чудо? Огоньки, стоявшие прямо, стали отклоняться! На полу - в сторону двери, на шкафу - в сторону окна! Надо объяснять, что такое ветер? Или уже поняли?
- Поняли! Воздух течёт!
Но многие ли учителя будут этим заниматься? И Ушинский, собрав небольшую команду единомышленников, принимается за написание "интересных учебников" - книг, которые сегодня назвали бы научно - популярными. И хрестоматий для начальной школы - со сказками, пословицами, переложением мифов и рассказами о том, что "на самом деле было" - из истории.

Автором нескольких "интересных учебников" стала ученица Ушинского Елизавета Водовозова. Наш следующий рассказ будет о ней - писательнице, подзабытой совершенно незаслуженно.