А давайте немного поговорим про дороги? Большинство из нас настолько привыкло к их существованию в окружающем мире, что не может даже представить, что может быть иначе.
Многополосные скоростные шоссе, многочисленные АЗС, автосервисы, придорожные кафе, где утомившийся водитель можно заказать себе чашку ароматного кофе и подкрепиться аппетитным бургером.
Но стоп. Всего этого может просто не быть.
И тогда вместо ярких брендированных АЗС через каждые пять - десять километров будет бочка топлива в прицепе, да и расстояние между АЗС немного увеличится, допустим до 500-700 километров. А вместо автосервиса, набор подручных инструментов, теплый ватник, сварочный аппарат, горелка, голова и собственные руки.
Чукотка. Про суровые дороги, не прощающие ошибок
Да и какое придорожного кафе вы ждетеждёте? Карабин Сайга и удочка для подледной рыбалки.
Так, ну дорога-то где, спросите вы?
А вот тот уходящий за горизонт след и есть ваша дорога.
Мы говорим про Арктику и про самый восточный регион нашей страны - Чукотку.
А ведь здесь тоже живут люди, есть города и села и почти 60 тысяч человек населения в округе.
Город - призрак Иультин на Чукотке. Что мы потеряли?
Такая же обычная жизнь, с магазинами, работой, отпусками, ну разве чуть - чуть сложнее.
Но есть особая профессия - водитель, которая давно не популярна на "большой земле", но очень ценится здесь, в суровых арктических условиях.
И от их работы этих парней зависит будет ли тепло и электричество в отдаленном селе, завезут ли необходимые продукты, когда полки магазинов уже пусты, доставят ли жизненно важный груз и оборудование.
Эгвекинот. Немного о жизни Чукотского Сочи
Бывалые и опытные водители на своем УРАЛе могут привезти за рейс до 1 миллиона рублей, если это действительно ценный груз. Но месяц в дороге выдержит не каждый, месяц жизни в кабине, периодические поломки, пургование и битье целины.
Вся жизнь Чукотки подчинена двум циклам, двум временам года.
Тогда все просыпается и начинает бурлить, а потом вновь засыпает до нового цикла.
Где добывалось золото "партии" на Чукотке? Гибель Полярнинского ГОК
Северный завоз. Он бывает зимний и летний. И длится он всего 4 месяца зимой и 2 месяца летом,в остальное же время года - межсезонье. Только авиация и вездеходы вам в помощь.
К этому времени готовятся все. И северные водители - не исключение.
Они бесконечно ремонтируют свои потрепанные грузовики, восстанавливают прицепы, разбирают доноров на запчасти, запасаются топливом и готовятся уйти в очередной рейс на месяц, чтобы заработать и прокормить семью в последующие полгода.
Иномарки здесь не выживают. Иномарки здесь разваливаются после нескольких рейсов. А ремонт иномарки сопоставим со стоимостью старого УРАЛа.
Иномарку себе могут позволить только иностранные компании и крупные Российские холдинги, которые имеют возможность иметь парк однотипных автомобилей и склад запчастей.
Нам рассказывали много историй про то, как на зимнике Билибино - Певек или Среднеколымск - Черский на Volvo или Iveco разваливались коробки передач и раздаточные коробки, карданы, а их стоимость была сопоставима с УРАЛОм из ближайшего бокса, не считая потери сезона из-за доставки.
Поэтому здесь безраздельное царство КАМАЗов и УРАЛов. Причем КАМАЗы предпочитают только в западной части Чукотки и Якутии, а УРАЛы на остальной территории. Так исторически сложилось.
Многие УРАЛы здесь трудятся с советских времен, большинство автомобилей имеют уже довольно солидный возраст и выпущены были в середине 1970-х годов. Но и они постепенно выбывают из строя и в какой то момент становятся донорами других экземпляров. Но альтернативы пока нет, да и не предвидится в ближайшем будущем. Постепенно сюда пригоняют более - менее живые экземпляры с европейской части страны.
Но самое главное преимущество УРАЛов и КАМАЗов - их ремонтопригодность в полевых условиях. Обычное дело, затеять полевой ремонт на один - два дня, пока остальная колонна пробивает переметенный зимник. В таких условиях скорость движения колонны редко превышает 1-2 километра в час, а за это время можно выполнить ремонт.
Летом в порты Певека, Эгвекинота и Анадыря кораблями с Архангельска и Владивостока доставляют тысячи тонн продовольствия, оборудования, топлива, материалов и прочего груза для обеспечения жизнедеятельности региона.
Летняя навигация длится с июля по октябрь и грузы складируются в портах ожидая частичной доставки в те артели и поселки, до которых возможно добраться по нескольким летним дорогам - "летникам". Но большая часть грузов все - равно будет доставлена только зимой...