Когда я жил в Чечне я был свидетелем одного странного события. По улице шла одна женщина, сопровождаемая детьми, кричавшими, что попрошайка идет. В руках у нее было обычное сито, которым женщины муку просеивают. Она была в большом платке, спускавшем на глаза, и закрывавшем часть лица. И вот она заходила в каждый двор, где жили чеченцы, и молча протягивала сито. Хозяйка дома, увидев женщину с ситом, заходила в дом, и выносила разные лоскутки и клала в сито. Нищенка, не говоря ни слова, молча выходила и шла в следующий двор. Я понял, что это какой-то обычай и традиция. И спросил у одного знакомого чеченца, что это за обычай и что преследовала эта женщина, молча выпрашивая лоскутки. И он рассказал мне про два чеченских обычая.
Первый обычай
Если в семье в младенчестве умирают все мальчики, то, родившемуся мальчику, как только родится он, прокалывают ушко и надевают серьгу. Это выглядит, как попытка обмануть смерть, что в семье родился не мальчик, а девочка. И он носит ее лет до десяти, после чего снимают.
Я видел в нашем городе нескольких мальчиков с серьгами в ухе, но почему они их носят, спросить стеснялся. Знакомый объяснил, что после сего обряда, не то что мальчик не умирает, но и последующие родившиеся мальчики не умирают в младенчестве.
Действительности, я знал восьмилетнего чеченского мальчика, единственного ребенка в семье, знал и другого мальчика по имени Дук-Ваха, означающее на чеченском языке долго живи. В этой семье умерли двое мальчиков и, когда родился третий, то его назвали Дук-Вахой и надели серьгу на ушко. Он остался живым. И после него семье родились две девочки и один мальчик.
Второй обычай
Мой знакомый рассказал про вторую традицию и вот она в чем состояла. Вот его рассказ. У них по соседству жила одна молодая чеченская семья. И каждый родившийся ребенок в семье у них умирал, не доживая до года. Один за другим у них умерли пятеро детей.
И вот шестым родилась девочка. И мать моего знакомого накинула, поверх обычного платка на голове, большой платок, типа шали. Опустила ее на глаза, прикрыла рот платком, взяла сито и, прикинувшись попрошайкой, начала обходить дворы по их улице, сопровождаемая гурьбой детей, думающих, что она настоящая попрошайка.
Она строго молчит, лишь, зайдя в очередной двор, молча протягивала сито. Им не надо было объяснять, что ей нужно было. Они все знали про этот обычай. Хозяйки выносили из дому различные цветные лоскутки, у кого что есть, и клали в сито. Они сразу догадывались, для кого она собирает эти лоскутки и благодарили ее, что она взяла эту миссию на себя. В ответ она только молчала. Обойдя ряд дворов, и собрав целое сито разных лоскутков, она пришла домой.
После чего она сшила из этих лоскутков красивое платье для девочки. И в тот день, когда роженицу с ребенком должны были привезти домой из больницы, она сторожила ее. Вот родственница мужа роженицы поехала с соседом на машине за ней в больницу.
У мужа роженицы была своя машина, но у чеченцев муж не посещает роддом, если жена родит ребенка. Это считается позором.
Вот приехали они домой. Машина остановилась, вылезли. В это время, мать моего знакомого, молча подошла, взяла ребенка ребенка на руки, развернулась и пошла к себе домой. Придя, с ребенком, домой, она зашла в другую комнату, распеленала девочку, и надела на нее платье, которое она сшила из лоскутков. Снова запеленала и, оставив девочку на кровати, вышла оттуда.
Через некоторое время во дворе послышались разговоры. И в дом заходят три женщины, родственницы отца ребенка. Поздоровались. И начали разговор. Они рассказали, матери моего знакомого, что у них в роду одна семья молодая и, что у них нет детей, а они очень хотят ребенка и, что они слышали от людей, что у нас есть ребенок и, если они согласны, то хотели бы купить ребенка.
Мать им говорит, что есть девочка в соседней комнате, осмотрите ее и, если она устраивает их, то пусть покупают. Они зашли, взяли девочку на руки, вышли, говорят, что очень довольны. Протянули матери пять советских рублей. Мать их взяла. Они поблагодарили ее и ушли.
И с тех пор, семья моего знакомого, считают эту девочку, как свою сестру, которую мать продала в бездетную семью.
Шестой ребенок остался живым, после этого в семье родились еще две девочки.
Они выросли, замужем и имеют свои семьи. Но интересно, откуда эти традиции? Это суеверия? Но почему именно после соблюдения этих обычаев дети перестают умирать?
Если вам понравилось не забывайте ставить лайки и подписываться на канал, а если нет, то не ругайте шибко.