Новый год деревьев, Ту Бишват. Какие фрукты и в каком порядке нужно есть в этот день, чтобы были у нас счастье и радость? Как плоды связаны с темой добра и зла? Рассказывает р. Александр-Цви Сыпков.
В Новый год деревьев есть обычай устраивать вечернюю трапезу – седер Ту Бишват. Существует много вариантов такой трапезы. Отличия - в количестве плодов, которые присутствуют на столе: в одних источниках рекомендуют семь видов плодов, в других – 15, в третьих – 30 и даже 40.
Плоды как символы разных духовных миров
Плоды обычно делят на три группы: целиком съедобные (например, яблоки и этрог); плоды, у которых съедобна внутренность и несъедобна кожура (мандарин, орехи); плоды у которых наружная часть съедобна, а внутренняя – нет (абрикос, вишня, слива). Эти плоды символизируют собой различные духовные миры, в которых разный баланс добра и зла: полностью съедобные плоды символизируют мир, в котором добро преобладает; плоды с несъедобной кожурой – мир в котором зло сдерживает добро; плоды с косточкой внутри – мир, в котором зло прячется за добром.
Также пьют четыре бокала вина, начиная с белого и заканчивая красным (хотя я слышал о седере, где делают наоборот – начинают с красного и заканчивают белым). Перед тем как есть тот или иной плод обычно читают Теилим. Чаще всего – это пятнадцать глав: со 120 по 134.
Муж-мезонот, жена-виноград, сыновья-оливки, дочери-гранаты
Наиболее доступный вариант седера мы находим в Моэд ле-коль Хай (Праздник для всего живого) рава Хаима Фаладжи. Для него достаточно иметь на столе всего семь продуктов: выпечку (на святом языке - мезонот), виноград, оливки, гранат, орехи, яблоки и мед.
Благословение на мезонот говорит глава семьи, а на виноград - его жена. Связано это с тем, что «мезонот» дословно означает «пропитание», и, так как традиционно пропитанием семьи занимается муж, то он и должен говорить благословение. Рав Хаим Фаладжи так и пишет: «Чтобы было у него пропитание в достатке».
Жена говорит благословение на виноград, чтобы исполнились слова из Теилим (128, 3): «Жена твоя, как плодородная лоза».
Сын говорит благословение на оливки, так как сказано далее в Теилим: «Сыновья твои, как молодые деревца масличные, вокруг стола твоего». Кстати, оливки, согласно Талмуду, ухудшают память. И только оливковое масло может нейтрализовать это явление. Поэтому важно полить оливки маслом.
Дочери говорят благословение на гранат и орехи, так как съедобная часть этих плодов покрыта толстой кожурой и находится внутри плода. И об этом написано в Теилим: «Вся слава дочери царской – внутри».
А совсем маленькие дети, которые еще не говорят благословений, едят яблоки и мед во исполнение того, что написано в Шир Аширим: «Мед и молоко под языком твоим»; «Под яблоней пробудила я тебя; там родила тебя мать твоя, там родила родительница твоя». Таким образом, каждый член семьи сравнивается с соответствующим плодом и получает благословение и доброе предзнаменование на 12 месяцев.
И снова этрог!
С первого дня Суккота прошло уже четыре месяца, и, тем не менее, одним из важных плодов на столе вновь становится этрог. Поедание этрога в Ту Бишват – сгула для беременной женщины на легкие роды и рождение здорового ребенка. Так пишет рав Хаим Фаладжи в кодексе Каф а-Хаим («Чаша жизни»). А Бен Иш Хай говорит, что Ту Бишват - время, когда необходимо просить Всевышнего о том, чтобы Он дал нам все необходимое для праздника Суккот, в особенности - красивый и кашерный этрог.