Оперный спектакль в Академическом Мариинском театре, да еще опера П.И. Чайковского "Пиковая дама" - событие не из рядовых. Вместе с тем, эта постановка, намеченная на 28 января, непосредственно затронет и нас. Потому что данный спектакль в постановке режиссера Алексея Степанюка посвящается памяти одного из ярчайших мастеров советского и постсоветского оперного искусства – нашему соотечественнику Гегаму Григоряну (1951-2016). Он ушел из жизни пять лет назад. А 29 января певцу исполнилось бы 70 лет.
ПО СООБЩЕНИЮ ПРЕСС-СЛУЖБЫ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА, главные роли в спектакле исполнят дочь Григоряна и литовской оперной певицы Ирены Милькявичюте Асмик Григорян и Нажмиддин Мавлянов. Выступят также Юлия Маточкина (Полина), Алексей Марков (Елецкий), Анна Кикнадзе (Графиня) и Роман Бурденко (Томский). За дирижерский пульт встанет давний друг Григоряна – маэстро Валерий Гергиев.
Для одной из известнейших сопрано нового поколения – Асмик Григорян выступление в "Пиковой даме" станет не первым: в 2013 году на сцене Мариинки она пела Лизу в 2013 году в постановке "Пиковой дамы" Юрия Темирканова. Но теперь у нее уже главная роль – Графини.
За карьерой Асмик любители оперы особенно пристально следят после ее выступления в постановке музыкальной драмы Рихарда Штрауса "Саломея" (режиссер – Ромео Кастеллуччи) на Зальцбургском фестивале 2018 года. За ту работу Международная оперная премия International Opera Awards и немецкий журнал Opernwelt удостоили ее звания "Певицы года".
В прошлом сезоне Асмик впервые выступила в этой роли в спектаклях Большого театра. А в конце мая планируется ее участие в постановке Парижской национальной оперы.
Тенор Нажмиддин Мавлянов регулярно поет в Мариинском: здесь его репертуар насчитывает полтора десятка ролей, включая Германа в "Пиковой даме" и Туридду в недавней премьере "Сельской чести" Масканьи. Из последних наиболее значительных достижений певца — роль Садко в постановке Дмитрия Чернякова на сцене Большого театра, за которую Мавлянов номинирован на "Золотую маску".
МЕЖДУ ПРОЧИМ, ИМЕННО ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ в конце 1980-х пригласил Гегама Григоряна на ленинградскую сцену – в Театр оперы и балета им. Кирова (нынешний Мариинский театр). Для нашего соотечественника тогда наступили нелегкие времена. Все началось с того, что он пренебрег запретом союзного Министерства культуры на участие в постановке оперы "Борис Годунов", потому что спектакль ставил Юрий Любимов. Основатель легендарной "Таганки", никогда не скрывавший своего инакомыслия, к тому времени уже много лет находился в затяжном конфликте с советским руководством; в 1984-м его и вовсе лишили советского гражданства и выслали за границу.
Григорян участвовал в подготовке спектакля до первой генеральной репетиции. Однако угрозы ему и его семье становились все жестче. И певец в итоге уступил. Премьера спектакля прошла без него. Сам Григорян тоже находился в Италии, стажировался в миланском театре "Ла Скала". Ходили слухи о том, что он якобы даже обратился к властям страны с просьбой о политическом убежище.
Как бы то ни было, вернувшись в Советский Союз, он стал "невыездным", лишившись возможности гастролировать за рубежом. Тогда помог прославленный Виргилиус Норейка, директор и художественный руководитель Литовского театра оперы и балета. Он пригласил Григоряна поработать у себя. И 1980-е прошли у Гегама с ярко выраженным "литовским" акцентом: он активно работал как певец, сотрудничая со знаменитым дирижёром Йонасом Алексой, преподавал в Вильнюсской консерватории.
А потом, в 1989-м, Гергиев перетянул его в Ленинград. Как один из ведущих драматических теноров Григорян был занят в большинстве оперных премьер Кировского (Мариинского) театра, выезжал на гастроли. Записи опер русского репертуара под управлением Валерия Гергиева с его участием – "Пиковая дама", "Садко", "Война и мир" и др. – останутся золотыми страницами в истории Санкт-Петербургского театра. Недаром Григоряна величали "подлинным наследником традиций вердиевского belcanto".
В списке его ролей– Каварадосси, Пинкертон, Отелло, Хозе, Альваро, Фауст, Пьер Безухов, Радамес, Манрико, Рудольф, Канио. Петербургские меломаны помнят и как он блистал в партии Германа в "Пиковой даме". Того самого Германа, образ которого в нынешнем спектакле создаст Нажмиддин Мавлянов. А дирижировать будет, напомню, его старый друг – Валерий Гергиев.
В марте прошлого года фирма "Мелодия" выпустила в цифровом виде архивные записи супругов – Ирены Милькявичюте и Гегама Григоряна. Студийные записи двух альбомов были сделаны в 1980-е годы. Гегам Григорян в записи, осуществленной с оркестром Большого театра СССР под управлением Марка Эрмлера, исполняет сцены и арии из "Риголетто", "Травиаты" и "Аиды" Верди, "Тоски", "Богемы" и "Турандот" Пуччини. Ирена Милькявичюте, которой аккомпанирует литовский пианист и композитор Ричардас Бивейнис, поет русские романсы – Глинки, Чайковского, Рахманинова.
Ашот ГАРЕГИНЯН
https://golosarmenii.am/article/107813/v-pamyat-o-yarkom-mastere