Иисус. Историческое расследование.
Автор - Юлия Латынина.
• Начала то ли в конце лета, то ли с началом осени, не помню. Но вот вчера закончила.
Что ожидала:
В своё время я защищала диплом, где рассматривала жития святых Великого Новгорода как элемент политической пропаганды в Древней Руси - тогда (2014-15гг) даже в Ленинке не нашла ни одного буклетика по теме, поэтому сидела там сутками, копалась в исторических источниках, в списках самих житий 13-19 веков (списки - это различные варианты - они переписывались в зависимости от времени, соответственно, события внешней и внутренней политики отражались в «чудесах» и всяким прочим образом транслировались в житиях - весьма увлекательно, иногда ржала в голос в читальном зале)
Соответственно, когда я увидела книгу, то воспылала любопытством. Люблю, когда соотносят исторические события, психологию масс, которая в плотной сцепке с социологией, религию. Да сам феномен христианства мне с детских лет был любопытен.
Оправдались ли ожидания? В некотором роде - да. Иногда казалось, что автор по-жириновски перебарщивает в эмоциональной оценке и использованных эпитетах, но это делает «исследование» менее занудным и более адаптированным к тем, кто не трётся тесно с наукой.
Книга предоставляет к рассмотрению взгляд, который довольно «нетривиален» - тут спойлерну- о том, что мир и любовь придумали потом, а изначально была вполне себе воинствующая секта с довольно жёстким устройством.
Рассмотрение ситуации с религиозным и историческим контекстом, кстати, начинается (это весьма мудро) ещё с периода «до н.э.» - что позволяет заглянуть в кулуары истории и предпосылок.
Сразу предупрежу, что автор опирается не только на всем известные Заветы, но и на другие тексты, на археологические данные, на римские документы, встречается много отсылок к Иосифу Флавио, Оригену, даже Корану, Тертуллиану etc. В определённый момент захочется самостоятельно обратиться к первоисточникам, а также чертить в голове схемы многосмыслия и трактовок.
История, короче, вещь весьма путаная. Особенно когда её аспекты активно юзают - что-то приобретает краски, что-то замарывается и исчезает, перетрактовывается.
Я бы хотела, чтобы эту книгу хотя бы пролистали ортодоксы)