Илья Печенкин, кандидат искусствоведения:
С написанием этого полотна связана история, которая была изображена самим художником в рассказе «Тётушка Марья». Перов был ещё и литературно одарённым человеком, пытался писать какую-то прозу. Не так много им было создано текстов, но, тем не менее, вот эта вот «Тётушка Марья» - образчик такого сентиментального рассказа второй половины 19 века, где он повествует о душещипательной истории поиска модели для центрального ребёнка, центрального мальчика в этой упряжке.
Он его нашёл случайно. Вместе с матерью этот мальчик по имени Васенька пришёл в Москву для поклонения святыням монастырским и большого труда стоило Перову уговорить мать этого ребёнка, чтобы она разрешила попозировать, то есть, разрешила писать с её сына. Она, естественно, была весьма суеверна и считала, что это всё не к добру. Но тем не менее, Перов уговорил ее на это.
И далее как бы фабула рассказа переходит уже в такую совсем сентиментальную сферу, когда выясняется, что этот мальчик всё-таки умирает, единственная надежда, единственная отрада бедной крестьянки. Она приходит к нему в дом, он её едва узнаёт, и она рассказывает ему про эту печальную новость. И у него смешанные чувства, в том числе и чувства вины, конечно, за то, что он не послушался этой тётушки Марьи, которая говорила ему, что всё это не к добру. Дальше следует описание очень трогательное того, как эта крестьянка молится на эту картину, купленную уже к этому моменту, находящуюся в частном владении и находящуюся в частном доме, ему удалось перевести, договориться с хозяином провести крестьянку туда, в богатую квартиру. В общем, литература Перова очень близка по своему духу к его живописи.
(Из интервью для документального фильма из цикла "Передвижники", "Россия - Культура")
Подробнее о Василии Перове и других передвижниках - в книге:
"Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века"
https://www.labirint.ru/books/740206/
книга с автографом автора: