Найти тему
Палехский Иконостас

Создание сакрального пространства. Теория и практика

По приглашению руководителя мастерской «Палехский Иконостас» в святочную неделю Нового года к нам приехал Алексей Михайлович Лидов, известный российский учёный, историк и теоретик искусства, византолог и религиовед, автор концепции иеротопии. Два насыщенных дня лекций, обсуждение тем «Иеротопии, как науки о создании сакральных пространств», и «Истории возникновения высокого иконостаса», пролетели как один миг.

Мы не только получили новые знания, но и познакомили гостя с нашей мастерской. После экскурсии по производству, Алексей Михайлович ответил на несколько вопросов.

- Алексей Михайлович, какие впечатления после знакомства с Мастерской?

- Производство на меня произвело огромное впечатление, я бы даже сказал восхищение. Особенно осознание того, что всё это поднято с нуля. Такой настоящий художественный комбинат!

-2

- На встрече Вы сказали, что изготовление иконостасов – это в какой-то степени большой и серьезный бизнес. Но в тоже время подчеркиваете, что наша задача – нести культурные идеи, вносить свой вклад в развитие культуры страны. Как совместить эти две параллели?

- Очень трудно, но возможно. По крайней мере надо пытаться. Всё-таки Вы творите искусство. И духовная ценность у иконостасов, которые Вы создаете в храмах России, - нести ценности веры и культуры.

-3

Поэтому художественная, культурная, духовная задачи неотделимы от бизнеса. Это тот самый редкий пример, когда разделить невозможно, а совместить очень трудно. Важно об этом помнить.

- Как художнику, архитектору приблизиться к этому уровню?

- Приглашение думающих творческих людей – правильный путь просвещения коллектива и напоминания о той сверхзадаче, которая ставится перед ним.

-4

- Как Вы оцениваете уровень реализованных нами проектов храмовых интерьеров?

- Меня впечатлил абсолютный профессионализм и качество выполненных работ. Другой вопрос – вопрос стилей. Лично мне не очень близки поздние барочные и ампирные иконостасы. Иконостас не должен мешать людям общаться с иконными образами. Архитектура не должна перекрывать икону.

-5

- Сейчас очень многие архитекторы, благоукрасители возвращаются к традиции открытого иконостаса. Но современный человек, заходя в такой храм, не всегда понимает, что происходит… Насколько эта тенденция актуальна?

- Возвращение к алтарной преграде, открытой или полуоткрытой, на мой взгляд, актуально. Высокий иконостас, разрезающий пространство храма, - очень искусственное образование, нарушающее целостность этого пространства.

-6

- Иконостас, его форма – отражение взглядов и вкусов людей определенной эпохи, их религиозности. На протяжении разных эпох форма иконостаса претерпевала изменения. Насколько, на Ваш взгляд, уместно смешение стилей архитектуры храма и убранства?

- Я считаю, должно быть единство стилей, но в то же время, я – сторонник разнообразия. Худший вариант, который только можно придумать – создать некий унифицированный иконостас, который потом «сажать, как картошку» в любом пространстве.

-7

Важно подумать о нашем православном искусстве, русском храмоздательстве XXI в. Можем ли мы что-то предложить, исходя из нашей культуры, нашей веры, того профессионального мастерства, которое уже накоплено, можем ли мы что-то такое оставить в истории православной культуры, а не просто делать муляжи и стилизации? Сейчас мы как раз на этом этапе, и процесс идёт. Вопрос, удастся ли нам создать свое православное искусство или нет, остается открытым.

-8

- Как донести свою идею до заказчика?

- Очень трудно, но возможно. Надо пытаться просвещать его, показывать успешные альтернативные варианты, рассказывать о целостности сакрального пространства.

-9

- Целостность храмового пространства, т.е. создание интерьера от задумки до воплощения, - верный курс в развитии мастерской «Палехский Иконостас», как Вы считаете?

- Сам принцип создания храмового пространства под ключ в одном стиле и в рамках одного замысла, начиная с момента строительства, я считаю перспективным.

-10

- Ваши пожелания к художникам и архитекторам Мастерской?

- Сомневаться и фантазировать, и понимать, что где можно сделать что-то новое, нетривиальное, лучше это сделать. Или, по крайней мере, попытаться. Нужно поднимать планку и быть готовым к новым заказам и новым вызовам. Выполняя задачи бизнеса, важно не забывать об искусстве и задачах русской современной культуры.

-11
-12
-13