Чеченцы (самоназвание «нохчи») – один из древнейших народов мира со своим антропологическим типом и самобытной культурой. На Северном Кавказе – это самый крупный этнос (свыше 1 млн. чел.). К чеченцам очень близки по генотипу, культуре и религии их соседи ингуши. Вместе они образуют вайнахский народ, связанный кровным родством, общей исторической судьбой, территориальной, экономической, культурной и языковой общностью. Вайнахи (чеченцы, ингуши) являются аборигенами Кавказа и говорят на нахском языке, входящим в северо-кавказскую группу иберийско-кавказской семьи языков. Чеченское общество исторически формировалось, как полиэтническое, оно постоянно впитывало в себя различные этнические элементы кочевых и соседских горских народов. Выделяются плоскостной, шатойский, аккинский (ауховский), чеберлоевский, шароевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский и кистинский диалекты. В фонетике для чеченского языка характерен сложный вокализм (противопоставление простых и умлаутированных, долгих и кратких гласных, наличие слабых назализованных гласных, большое число дифтонгов и трифтонгов). Для синтаксиса характерно широкое использование причастных и деепричастных конструкций. Литературный чеченский язык сложился в 20 веке на основе плоскостного диалекта. Письменность на чеченском языке до 1925 года существовала на арабской основе, в 1925-1938 – на латинской, с 1938 – на основе русской графики. Большинство чеченцев принадлежат к шафиитскому мазхабу суннизма. Суффийский ислам среди чеченцев представлен двумя тарикатами: накшбандия и кадирия, в свою очередь делящимися на мелкие религиозные группы – вирдовые братства, общее количество которых достигает у чеченцев тридцати двух. Кроме религии для чеченцев огромное значение имеет этический кодекс чести «Къонахалла». По убеждению самих чеченцев, «Къонахалла» – это универсальный кодекс поведения для любого мужчины. Практически в нем отражены все нравственные нормы, которыми обладает верующий человек и достойные сыны своего народа. 5 Чеченский этический кодекс «Къонахалла» сложился задолго до принятия чеченцами ислама, корни его уходят в далекую древность. Несомненно, в аланскую эпоху он уже существовал. На его характер оказали заметное влияние драматические события времен нашествия на Кавказ монголов и Тимура, когда война стала для нахов-аланов обычным состоянием. О древности кодекса говорят многочисленные параллели культа къонаха – достойного человека, народного героя с древнейшими слоями нартского эпоса. Структура чеченского общества состоит из тайпов и тукхумов. Чеченский тукхум – это союз определенной группы тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач – защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определенную территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности, а равно и окружающего района, где тайпы, входившие в тукхум, занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на определенном диалекте. Чеченский тайп – это общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Каждый из них имел свои общинные земли и тайповую гору (от названия которой часто происходило название тайпа). Тайпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» – фамилии. Чеченские тайпы объединены в девять тукхумов: аьккий, маьлхий, нохчмахкхой, орстхой, т1ерлой, ч1антий, ч1еберлой, шарой, шатой. Кровнородственные связи у чеченцев служили целям экономического и военного единения. В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тайпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тайпов) и равнинные (около 70 тайпов). В настоящее время представители одного тайпа живут рассредоточено. Крупные тайпы распределены по всей территории Чечни. История чеченского народа полна драматических событий: это и массовые переселения, и страшный геноцид, и духовное порабощение, и жестокий террор и т.д. Вспомнить хотя бы трагические события конца ХХ – начала ХХI веков