Давно покупали соль в магазине? Не помните, сколько она стоила?
Сейчас соль стоит копейки, если только не покупать какую-нибудь заморскую розовую или гималайскую. А раньше на торговле натрий-хлором поднимались целые города, потому что товар был дефицитный и жутко дорогой. Соль на вес золота – это, конечно, откровенные враки, но стоила "белая смерть" реально дорого.
Впервые Каргополь упоминается в летописи за год до основания Москвы – в 1146 году. В те времена это был просто небольшой городок на Русском Севере, который именовался в ту пору Поморьем.
Так Каргополь и прожил почти пятьсот лет, пока смекалистые мужики не решили замутить здесь бизнес...
Местные дельцы поняли, что Каргополь стоит в очень выгодном месте для ведения торговли. Через город проходил торговый путь по Онеге с берегов Белого моря, где исстари варили соль. Но проблема была в том, что таких торговых путей, по которым везли соль и рыбу с севера, было несколько.
Каргопольцы подсуетились и выбили у Ивана Грозного грамоту на монопольную торговлю поморской солью и рыбой. Антимонопольной службы на тот момент еще не существовало, так что Каргополь начал расти на соляных деньгах, как на дрожжах.
Как раз в этот период и было построено большинство храмов города.
Вологодские купцы оказались в полном пролете, так как не имели права больше ездить за товаром на Белое море, а каргопольские наоборот набивали карманы серебром от продажи соли.
Пуд соли в 16-17 веке стоил больше серебряного рубля, а один только Соловецкий монастырь за сезон мог наварить соли на сто тысяч.
Каргопольские купцы хоть сами соль не варили, но за свое посредничество брали прилично, а на вырученные деньги после их распила отстраивали город.
Потом их лавочку быстренько прикрыли, и город стал мало-помалу превращаться в типичный уездный городок, коих у нас по стране стоит великое множество.
Сегодня в Каргополе живет без малого десять тысяч человек, а атмосфера в нем типично провинциальная – все неспешно и размеренно.
В городе есть аж три светофора, которые поставлены скорее для статусности, чем по реальной необходимости. Пробок в Каргополе не бывает даже в часы пик.
От былых соляных денег, которые некогда крутились в городе, осталась лишь память в виде нескольких белокаменных соборов, на которые сегодня приезжают посмотреть редкие туристы, забредающие в эти северные края.