«Под руками теплый руль,А педали и ствол под ногами.И под боком земля,Мне плюющая пулей в лицо...»
Это строки самодеятельного поэта — советского солдата, посвященные своим друзьям-водителям, выполнявших боевые задачи в Афганистане по доставке в войсковые части и подразделения боеприпасов, топлива, продовольствия и медикаментов. В их строю был и рядовой Павел Францевич Подрез .
Уроженцу деревни Заречная Воложинского района Минской области на момент призыва в Пограничные войска Комитета государственной безопасности СССР было 18 лет. Родившись в крестьянской семье, Павел Подрез после окончания 8-летней школы отучился в Воложинском училище механизации ПТУ-208 и работал в совхозе «Богдановский», там, где трудились и его родители.
В ноябре 1986 года Павел стал водителем автомобиля ЗиЛ-131 взвода обеспечения одной из мотоманевренных групп пограничных войск, а с марта 1987 года участвовал в боевых действиях в Афганистане.
Справочно :
ММГ — мотоманевренные группы — подразделения пограничных войск, имеющие повышенную боеготовность и усиленные бронетехникой.
В боевых условиях рядовой Подрез показал себя умелым водителем и смелым воином, неоднократно участвовал в боевых выходах мотоманевренной пограничной группы, обеспечивая всем необходимым боевые операции по уничтожению душманских бандформирований.
В ноябре-декабре 1987 года в провинции Фариаб проводилась масштабная операция по разгрому очередной банды духов и уничтожению ее горной базы. В этой операции участвовали бойцы мотоманевренной группы, в составе которой служил и наш земляк Павел Подрез. Задача осложнялась тем обстоятельством, что колонны войск необходимо было провести через задействованные в операции густонаселенные кишлаки, где зачастую можно было нарваться на душманскую засаду. Поэтому водителям транспортных и боевых машин поступила команда увеличить скорость движения, а личному составу — по возможности укрыться под броней. А какая может быть броня у водителей-транспортников?! Вся их защита — это бронежилет да каска. А, ведя автомобиль и пытаясь угадать опасность, даже воспользоваться имеющимся у водителей автоматом фактически было нереально.
В тот роковой для Павла Подреза день его ЗиЛ-131 был загружен боеприпасами — минами для минометов. И когда при прохождении кишлака из-за дувала выскочил душман с гранатометом и выстрелил по машине Подреза, у Павла даже не было шанса уйти от попадания снаряда… По рассказам сослуживцев , участвовавших в том боевом выходе, Подрез еще попытался увести автомобиль в сторону, чтобы следующие за ним могли, прибавив в скорости, продолжить движение и избежать обстрела душманов. Он думал не о себе, а о боевых друзьях! Но автомобиль Подреза от выстрела моментально загорелся, а бросившиеся ему на помощь товарищи, были остановлены взрывом сдетонировавшего боеприпаса ...
Павел Подрез погиб в бою, погиб, не дожив и до 20 лет, но честно выполнив свой воинский долг. Его непосредственный командир — старший прапорщик Владимир Помаузев — гибель Паши воспринял как потерю собственного сына и переживал об этом до конца своих дней.
Рядовой Павел Францевич Подрез был награжден орденом Красной Звезды посмертно, одна из улиц родного Богданово теперь носит его имя. А в той пограничной мотоманевренной группе, в рядах которой служил и воевал Павел, после вывода ее из Афганистана, на кабине одного из автомобилей ЗиЛ-131 нанесено имя рядового Подреза — героя-интернационалиста.
Как рассказал его сослуживец Эдуард Ревко, проживающий ныне в Минске и возглавляющий одну из первичных организации Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане, ежегодно на родину Павла Подреза приезжают ветераны- пограничники, чтобы возложить цветы на могиле боевого товарища, навестить и помочь его родным .
Сергей Рогалев, участник того рокового для Павла боя, посвятил ему песню «Паша, Пашка», в которой есть такие строки:
«Светит солнце, пулемет строчит из-за дувала,
Паша, Пашка, как же ты от пули не ушел?
Ведь мечтали погулять на гражданке.
Взрыв машины — но остался ты для нас ЖИВОЙ!»
мама, Янина Юлиановна, у мемориальной доски Павлу Подрезу
Автор статьи: Владимир Касьянов
Автор фото: архив МЛЫН.BY, из открытых интернет-источников