Найти тему
Стихия Высоцкого

Так кто же получил по физиономии у Пяти углов?

Такое ощущение, что претендентов на эту роль не меньше, чем тех, кто учил Высоцкого играть на гитаре.

Автор не раз говорил, что смысла особого в этой песенке искать не стоит, это просто зарисовка о месте, где он побывал. Но начинается она с события, к которому очень хочется привязать какое-то настоящее происшествие, а, следовательно, и человека, в нем участвовавшего.

В Ленинграде-городе у Пяти углов
Получил по морде Саня Соколов:
Пел немузыкально, скандалил, —
Ну и, значит, правильно, что дали.

Достаточно подробно обо всех кандидатах рассказано в работе М. Цыбульского "Высоцкий в Ленинграде" в части, которая так и называется "Зарисовка о Ленинграде" - желающие могут обратиться к первоисточнику. Процитирую лишь резюме:

Таким образом, на звание героя песни Высоцкого претендуют двое. Один – Саша Соколов, но он по морде не получал. Другой получал, но имя его – Владимир.

        Какой из этого напрашивается вывод? На мой взгляд, только тот, что Высоцкий был поэтом, а не Нестором-летописцем. Весьма возможно, что и рассказ Соколова Сани, и злоключения Соколова Владимира отложились в его памяти, но описанное в песне ни в коем случае не следует считать документальным рассказом.

Там же, у М.Цыбульского публикуется и рассказ С. Говорухина о возникновении строфы

В Ленинграде-городе, как везде, такси, —
Но не остано́вите — даже не проси!
Если сильно водку пьёшь — по пьянке
Не захочешь, а дойдёшь к стоянке!

Без четверти двенадцать ночи мы с Высоцким вышли из "Ленфильма" к стоянке такси – она напротив. Мороз. После полуночи он начинает набирать обороты. Мимо проносятся десятки машин с зелёными огоньками. Или не останавливаются или... "В парк!" – кричит шофёр. Ног, обутых в полуботиночки, уже не чувствуем. Часа через полтора нас подобрал какой-то грузовик.

В советское время, кто еще помнит, это было самым заурядным явлением. Вообще складывается впечатление, что в СССР "сфера обслуживания", куда входят и таксисты, считала сферой обслуживания не население, а себя любимых. И продавцы, и кассиры, и швейцары с метрдотелями, и уж тем более таксисты куражились над теми, кого обязаны были обслуживать, как хотели.

Песня появилась в 1967 году. И что интересно, на публике не исполнялась долго. Несколько раз для друзей (записи у А. Щербака, И. Саввиной, А. Митты), "для истории" - у Мустафиди и Шемякина и... всё. Только в самом конце 1978 года Владимир Семёнович стал упоминать её в публичных выступлениях, да и то, чаще не как самостоятельное произведение, а в качестве подводки к другим "географическим" песням, в частности, к другой зарисовке - "Ах, милый Ваня, я гуляю по Парижу". Впрочем, в одном из выступлений он и "Летела жизнь" назвал зарисовкой (!) о Грозном, так что не всё так однозначно.

В Ленинграде-городе — тишь и благодать!
Где шпана и воры где? Просто не видать!
Не сравнить с Афинами — прохладно,
Правда — шведы с финнами… Ну ладно!

Вот не знал Владимир Семёнович, что не финны со шведами станут главной проблемой этого города, как и многих других городов и стран, впрочем.

А вот из черновика зачеркнутые строки:

[Лезу в забияки я не из-за молвы,
Приезжают всякие – скажем, из Москвы.
Тут и Эрмитажи вам, и…]

Ну, в общем-то, да. Туристы, они такие, везде лезут. Причем в любое время года. "При всякой погоде, раз надо - так надо!" )))

Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и комментарии тоже лишними не будут. Дзен требует активности подписчиков. C'est la vie.