«Кем ты хочешь стать?» - чем старше становится ребенок, тем больше возрастает напряжение, связанное с этим вопросом. Желание родителей помочь ребенку с выбором – абсолютно нормально. Вопрос только в том, как правильно это сделать.
Наш эксперт, профориентолог и автор проекта «Школа осознанной профориентации» Алла Ишбулдина поделилась своими рекомендациями для родителей.
Сегодня детей с начальной школы учат делать исследовательские проекты. Я считаю выбор профессии главным исследовательским проектом ребенка не только за время обучения в школе, но и в жизни. Поэтому методика, которую я применяю и рекомендую – это алгоритм исследования. На каждом из его этапов после анализа и обсуждений ребенку нужно выписывать подходящие профессии и по итогу сформировать свой список. Задача родителя – помочь ребенку в этом процессе. Для этого выясняем…
Этап 1. Интересы:
Анализируем все интересы ребенка, которые можно превратить в деятельность. Например, он безумно любит играть в Sims, это такой симулятор, где надо создавать свой мир. Это может стать зацепкой, для рассмотрения профессии дизайнера виртуальной, дополненной реальной. Главное, отделить любовь к играм с целью развлечения от интереса, который характеризует личность ребенка.
Этап 2. Ценности:
Учет ценностей – это второй важный фильтр, помогающий отсеивать подходящие сферы деятельности из всего многообразия.
К примеру, важность служения, желание приносить пользу – важны в помогающих профессиях (медицина, образование, воспитание, социальная сфера). Ценности «креативность» может соответствовать любая деятельность, в которой применимо творчество, изменением процессов с учетом творческого подхода, и не подходит деятельность, связанная с готовыми бизнес-процессами и процедурами, жесткими правилами.
Этап 3. Профнаклонности:
В интернете есть множество простых и доступных тестов, которые написали серьезные ученые, много лет занимающиеся проблемами профориентации. Например, на сайте Postupi.online. По окончанию вы получите список подходящих профессий в зависимости от психотипа личности.
Желательно проходить тест только после того, как у ребенка сформировались собственные идеи, что для него важно и кем он хочет стать.
Этап 4. Какие профессии востребованы
Возможно, кто-то из детей хочет стать условным юристом или экономистом, даже не догадываясь, что через 10 или 15 лет эта профессия будет мало востребована.
Помогите подросткам расширить познания о разных вариантах трендовых профессий. Например, изучите с ними альманах профессий будущего, актуальных для российской экономики – есть на сайте atlas100.ru. Его разрабатывали ученые из Сколково. Атлас поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.
Этап 5. Изучаем профессии изнутри
У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специалистами, есть обширные контакты в социальных сетях. Попросите представителей интересующих ребенка профессий рассказать, чем конкретно они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах, о том, как проходит рабочий день. Лучше познакомиться с работой поближе сейчас, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.
Я много раз присутствовала на таких встречах детей с экспертами, и сама их организовываю для учеников своего курса по профориентации. Поэтому точно знаю, что это всегда идет на пользу и проясняет многое. В большинстве случаев дети по итогу практики или общения с экспертами начинают понимать, для чего им нужны знания, даже те, которые они получают в школе, где их получить в будущем, и как их можно будет практически применить в интересующей деятельности.