Найти тему
Fiasco Fobia

Фиаско художника (зачеркнуто) инвестора Рембрандта

ФиаскоФобия продолжает пост- новогоднюю распродажу «фиаско культуры оптом и в розницу! ». Сегодня снова говорим « за культурку » и чудеса в особо крупных размерах в ней.

И речь - про наш любимый раздел в искусстве : фиаско «культурных» спекулянтов.

А все это на примере из жизни гениального художника и … провального же спекулянта Рембрандта . Того самого РЕМБРАНДТА, которого «Ночной дозор» и прочие миллиардно-стоящие-теперь шедевры .

тот самый «Ночной дозор»
тот самый «Ночной дозор»

Но, мы не искусствоведы, а фаскофобы , поэтому , интересует нас этот кейс великого голландского  живописца 17 века , именно с точки зрения его фиаско на рынке спекуляций (в том числе – этим самым искусством) .

Начнем с финала спекуляций Рембрандта, т.е., с его банкротства, дело о котором стало выдающимся процессом для голл андского арбитража того времени.

А «д ело » в том , что в лучших традициях совреме нных российских горе- ипотечников, наш герой не смог вовремя погасить кредит за купленный дом и … попытался переписать недвижимость на своег о сына . Но, юристы сделку развернули, заодно прикрыв дырку в законодательстве и строжайше запретив подобные экзерсисы в дальнейшем .

Представьте, от скольких бед удалось уберечься голландцам (и не только!), вовремя устранив хрупкое место в юридической-и-бизнес системах?? Еще не известно, уж не этот ли «вклад» Рембрандта в историю предпринимательства (а значит и всей ЖИЗНИ), «ценнее» его вклада в искусство …

голландская недвижимость с 17 века внешне никак не изменилась…
голландская недвижимость с 17 века внешне никак не изменилась…

Тем более , что Рембрандт смог добиться того, чтобы его признали банкротом не как художника, а как « ИП эшника » , погоревшего «на море и торговле» . И если бы не эта уловка, кто знает, дошли бы д о нас картины великого мастера . Ведь художники-банкроты изгонялись из гильдии С вятого Луки, а без членства в э той СРО невозможно было получить ни одного заказа.

Х оть писать картины Рембрандт мог и дальше, а вот продавать их самостоятельно – нет! И тут он снова проявил « чудеса сме калки », организовав торговлю через родственников .

Н е удивительно, после этого, что даже любители «до искуству », в малиновых-в-прошлом-пиджаках, признают Рембрандта , как « ну нормального такого художника реалмадрид ».

Итак, чем же таким-эдаким занимался Рембрандт, что привело его к банкротству?

Во-первых, художник … вложился в прямые инвестиции в морские перевозки! У голландцев , в те годы, были инно вации в этой сфере: они сварганили грузовой и при этом быстроходный парусный корабль «фл ейт». Что было эдакой смесью Теслы Илона Маска и модели «Т» Генри Форда, для  тех лет.

При этом, не один такой Рембрандт « спекулятничал » – в те годы Голландия была полна духа авантюр изма и предпринимательства, как штатов ская силиконовая долина сегодня.

портрет типичных голландских спекулянтов  17 века
портрет типичных голландских спекулянтов 17 века

А потом, для всех этих «малых» голландцев (предпринимателей, в смысле) пришло боооольшое фиаско (ну или прилетел огромный черный лебедь) : Англия ввела санкции против голландских перевозчиков . А Англия тогда была единственной морской сверхдержавой, способной перекрыть кислород странам, гораздо покрупнее и «поплечистее» маленькой Голландии…

Так маленький гешефт большого художника (и н е только его одного ) накрылся медным тазом. Ничег о сейчас никому не напом инает?

Но , Рембрандт был достаточно опытным спекулянтом и понимал, что нельзя скл адыва ть все яйца в одну корзину. Поэтому, помимо морской торговли , он п оп ытался спекулировать на близком ему р ынке искусства.

Сам же «рынок искусства», Рембрандт п онимал очень широко и начал скупать практически все подряд – картины, гравюры, фарфор, фаянс и…даже оригинально-вычурные военные шлемы и светильники- канделябры всех мастей!

 как думаете, это автопортрет художника ПОСЛЕ банкротства или ДО?
как думаете, это автопортрет художника ПОСЛЕ банкротства или ДО?

И именно здесь, на его «родном» рынке художественных (и не очень) изделий, Рембрандта настигло главное бизнес-фиаско его жизни. Не вдаваясь в искусствоведческие дебри оценки его коллекции, приведем сухую статистику цифр, наглядно показывающую прочет великого художника при арт-спекуляциях.

Так, за три года распродаж по банкротству , судебным приставам удалось собрать около 5 тыс. гульденов, тогда как сам Рембран дт оценивал свою коллекцию в 17 тыс. В нынешних деньгах, речь может приблизительно идти о сумме «недостачи» в размере 2 млн. евро.

По современным меркам , суммы могут показаться не такими уж и большими. Но, тут следует иметь в виду, что в те времена, художественные произведения еще не имели такой многомиллионной оценочной стоимости, как сейчас. Да и сами художники, воспринимались скорее, как ремесленники, а их картины, гравюры и уж тем более – «шлемы и канделябры», воспринимались скорее, как «поделки».

Что касается Рембрандта, то основной причиной фиаско, явился даже не просчет в оценки стоимости «товара», а в том, что художник, который действительно занимался рыночной спекуляцией, попытался сначала манипулировать рынком, а потом уж и вовсе – играть против рынка!

Начал он с того, что стал скупать с рынка все эти « поделки» , надеясь создать искусственный дефицит. П родавцы , соответственно , взвинчивали на свои товары цены для Рембрандта (при таком то спросе с его сторо ны!) .

Еще хуже дело обстояло при выкупе с того же рынка Рембрандтом собственных гравюр: художник произвел сначала их большую эмиссию-продажу, а потом, стал скупать уже собственные гравюры…но уже дороже. При этом , все участники рынка знали, что художник-спекулянт, не уничтожает бОльшую часть скупленных собственных гравюр (что, ТЕОРИТИЧЕСКИ – могло бы поднять, в дальнейшем, стоимость «уцелевших»), а напротив – бережно хранит…

Учитывая, что Рембрандт был ограничен в ресурсах для манипуляций таким ликвидным в те времена маркетплейсом , крах его был предрешен.

Классический кейс для спекулянта- хрупкодела , как описал бы это Талеб (который,  если судить , по его же книгам – с большИм почтением относится к РЕМЕСЛЕННИКАМ!)

Напоследок, пару цитат, которые помогут понять объемы и масштаб рынка искусства в Голландии того времени и… причину фиаско, на этом рынке (любых времен и стран!!), не зависящую от «качества продукции»:

- нет такого бедного горожанина, который бы не желал бы обладать многими предметами живописи… Они не жалеют на это денег, пред почитая сокращать расходы на еду .

- причины по которым одно продается, а другое нет, бывают очень странны и таинственны, но чаще столь грубы и примитивны, что просто оторопь берет .

Подписывайтесь на ФиаскоФобию и смотрите /читайте нас на наших каналах в соцсетях !