История - штука сложная. Сослагательных наклонений не знает, движется по спирали, а ещё всё чаще становится объектом пропаганды . Мама школьника, педагог (и историк) Наталья Фефилова задумалась, почему дети не интересуются историей и что могут сделать родители современных школьников для того, чтобы донести важность и значение этого предмета до детей.
Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm
Нелюбовь к истории - массовое явление в нашей стране. Когда мои знакомые узнают, что по первому образованию я историк, в 95% случаев я слышу от них похожие отзывы: «Я историю в школе не любил, скучно было, ничего из неё не помню».
Об интересе к исторической науке говорят в двух случаях: если есть соответствующее образование или повезло с потрясающими школьными учителями, которые смогли привить страсть к предмету.
Почему сегодня, с одной стороны, растёт интерес к «личной истории» (многие занялись построением своих генеалогических древ, публикацией личных дневников и мемуаров), а с другой — почти полностью отсутствует внимание к пониманию и осмыслению исторических процессов? И что мы, родители современных школьников, можем сделать, чтобы даже при своей нелюбви к предмету, донести его важность до детей?
Зубрёжка без понимания сути
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проанализировал итоги ЕГЭ по истории и заключил, что выпускники путаются в событиях, происходивших в России XX века, исторических деятелях, не разбираются в истории культуры, а также испытывают затруднения при работе с картой. Самым сложным для школьников стало задание, в котором требовался развёрнутый ответ с аргументацией своей точки зрения.
Для меня эти результаты абсолютно закономерны. Как школьники могли бы аргументировать свою точку зрения, если их этому не учат? Вызубрить даты и термины, чтобы сдать ВПР (Всероссийская проверочная работа, которая проводится по итогам года для тех классов, которые не сдают ЕГЭ) - это можно. А вот заглянуть в суть процессов, изучить разные взгляды на проблему, проанализировать исторические источники (и вообще понять, что это такое), на это, видимо, учебные часы не выделяются.
Сами учителя говорят о том, что у учеников нет практики работы с источниками, нет понимания связи истории и современности. Но при этом учителя не проводят работы по «формированию аналитических навыков у наших школьников».
Скучные рыцари
Мне повезло. Ещё в пятом классе учитель истории Ирина Зауровна обучила нас технике «опорных сигналов». Опорный сигнал — это краткий условный конспект с ключевыми словами, схемами и знаками, которые помогают мгновенно восстанавливать в памяти полученную ранее информацию. Это очень похоже на современную инфографику. Для средней общеобразовательной школы в маленьком городке в 1992 году это было весьма инновационно и очень помогло мне в дальнейшей учёбе не только в школе, но и в университете. Не поверите, но я до сих пор помню опорный сигнал о признаках революционной ситуации, а значит, даже не вспоминая даты, могу объяснить многие процессы, просто воспроизводя в памяти картинку из пятого класса.
Я заглядываю в тетрадь своего сына и не вижу там никаких опорных сигналов, я открываю его учебник, появляется только одно желание - закрыть его
В шестом классе школьники изучают Средневековье. Это эпоха, исследованная не одним поколением историков, воспроизведённая в исторических романах, показанная в огромном количестве художественных фильмов. Это рыцари, сеньоры и вассалы, прекрасные дамы, Крестовые походы и инквизиция, тамплиеры и розенкрейцы, Петрарка, Данте, Гутенберг, Ботичелли. Разве можно скучно говорить об этом периоде? К сожалению, можно.
Недавно мы разбирали с сыном тему «Торжество королевской власти», это о централизации в странах Европы во второй половине XV века. Даже название темы звучит скучно. А на самом-то деле это о Людовике XI, известном своими интригами, Карле Смелом, ставшем образцом средневекового рыцаря, о войне Алой и Белой розы, приведшей к власти Тюдоров, об испанских Фернандо и Изабелле, своим браком объединивших Испанию и поддержавших экспедицию Колумба.
Прочитав параграф, я увидела, что сам процесс централизации не объясняется наглядно и доступно. Почему было не сделать проще: нарисовать схему, как происходит централизация и зачем, что делают правители, чтобы удержать власть, и вот - готовая модель, чтобы объяснить школьникам подобный процесс в любой стране.
Когда дети будут изучать историю России и подойдут к теме централизации на Руси, они легко смогут вспомнить суть явления, сопоставить сходство и разницу у нас и в Европе, понять, как все происходившие события можно уложить в единую логику. Тогда станет очевидно, что и битва на Куликовом поле (если она, кстати, была), и присоединение Новгорода, и стояние на Угре, и Судебник 1497 года — вполне закономерные события, которые являются частью одного процесса, а не разрозненными фактами в истории страны.
Фактология и терминопедия
Отсутствие объяснения с помощью моделей могло бы компенсироваться красочностью создаваемых для детей образов, но и этого не происходит. В учебнике сухо перечисляются даты, а у учителя на уроке, видимо, не хватает времени, чтобы хоть как-то художественно оформить эти даты.
Сейчас стало модно «продавать» информацию через сторителлинг, то есть через рассказывание историй. Но история почему-то по-прежнему не «продаёт» себе через эти самые истории. Для учителей и детей история перестала быть историей, а стала фактологией и терминопедией.
«Одна преподавательница много лет назад во время экзамена в МГУ сказала: «Естественно, дети должны знать все факты по истории России, потому что это их Родина». Я так и хотела спросить её: «А вы знаете все факты? Я — нет. Главное — зачем?», — рассказывает историк Тамара Эйдельман.
Как можно заинтересовать детей войной Алой и Белой роз? Например, можно упомянуть, что известный на весь мир сериал «Игра престолов» снят по мотивам именно этого исторического периода (только вместо Ланкастеров и Йорков в нём фигурируют Ланнистеры и Старки).
Ещё можно дать задание найти всё «реальное» в романе Стивенсона «Чёрная стрела», или показать для иллюстрации пару скринов из компьютерной игры War of the Roses, сделанной по мотивам войны. Тогда это событие перестанет быть простыми датами в учебнике, которые нужно зазубрить. Событие превратится в образы, а образы, как мы все знаем - это основной способ запомнить что-то надолго.
«Брат моей жены сейчас учится в седьмом классе и он знает историю лучше меня! И всё благодаря компьютерным играм. Он знает много мелких подробностей — и не из учебника, а из Hearts of Iron 4.
Этого не нужно бояться, история так ещё больше захватывает. А главное, как раз после этого дети идут читать. Он меня часто спрашивает: а что ещё почитать о Второй мировой войне, о 30-х годах, о революции?», - делится Юрий Сапрыкин , историк, автор паблика «Страдающее Средневековье» и редактор проектов «1917» и «Карта истории».
Чтобы история "цепляла" школьника
Задача истории как предмета – не вдолбить в голову школьника даты, а научить его разбираться в процессах, пробудить интерес к дальнейшему изучению предмета, объяснить взаимосвязи прошлого и будущего.
К чему ведёт нынешний процесс обучения? К отсутствию исторического мышления, то есть к неспособности осмысливать прошлое и настоящее, чтобы прогнозировать будущее.
Человек без исторического мышления уязвим для пропаганды, беззащитен перед агитацией и готов потреблять любые идеологически приготовленные блюда.
Как историк, педагог и маркетолог, я попробовала сформулировать список того, что можно сделать, чтобы пробудить в ребёнке если не интерес, то хотя бы отсутствие негативного восприятия предмета. Итак.
1. Прочитать учебник вместе с ребёнком. Понять, что он неправильный и его одного явно недостаточно для того, чтобы знать и любить историю.
2. Предложить ребёнку новые интерактивные форматы, которые доступны вне школы. Лекции на Арзамасе , фильмы Леонида Парфёнова , онлайн-курсы на Coursera, компьютерные игры по историческим мотивам. Смотреть вместе, обсуждать. Может быть, даже придумать какое-то соревнование.
3. Искать/придумывать исторические мемы. Паблик «Страдающее Средневековье » этому нас научил.
4. Подбирать художественную литературу по темам, которые проходят в школе. К сожалению, совет подходит не всем, потому как любовь к чтению, к сожалению, тоже привита не каждому школьнику.
5. Смотреть исторические фильмы и сериалы вместе. К каждому из них придумывать задания: например, найти ошибку, или, наоборот, определить все реальные исторические факты, которые упоминаются в кино.
6. Учить спорить. Устраивать интеллектуальные состязания между понравившимися героями (фильмов, сериалов, книг, реальными деятелями) на отстаивание своей точки зрения. Это умение потом пригодится на уроках истории в случае появления альтернативного взгляда на проблему.
7. Предлагать искать параллели между событиями в прошлом и настоящем. Играть в сослагательное наклонение, которого история не знает. Ход исторических событий не изменить, но потренироваться в том, чтобы видеть взаимосвязи между явлениями, можно и нужно.
8. Посещать исторические места. Не ради фотографий в инстаграме, а чтобы почувствовать дух истории. Понять, что она совсем близко. Желательно не заказывать экскурсий у непроверенных гидов, многие из них могут отбить желание где-либо бывать. Искать удобные приложения с путеводителями. Самим поиграть в экскурсоводов. Мой сын после курса лекций в Русском музее с удовольствием потом водил родственников по залам и получал их восторженные отзывы о своих экскурсиях.
Конечно, хотелось бы видеть такой уровень преподавания в школе, но если это невозможно, то придётся делать это самим. Иначе мы вырастим поколение, которое однажды может и не вспомнить, к чему же ведут мировые войны.