Когда технологии действительно работают.
Развитие технологий непрерывно меняет ситуацию во всех отраслях нашей жизни. Мы активно, часто с удовольствием, ими пользуемся. Однако применение информационных технологий в образовании часто вызывает негативную оценку у значительной части участников образовательного процесса.
О.В. Надеждина делится своими рассуждениями с коллегами. Подробности ниже.
Развитие технологий непрерывно меняет ситуацию во всех отраслях нашей жизни. Мы активно, часто с удовольствием, ими пользуемся.
Однако применение информационных технологий в образовании часто вызывает негативную оценку у значительной части участников образовательного процесса. Причин для этого, как вполне объективных, так и явно надуманных, хватает.
А вот спорить по этому вопросу, увы, бесполезно. Пандемия однозначно разделила все, что происходило в современной школе, на «до» и «после», и так, как было «до», уже точно не будет. Решать «быть или не быть» новым подходам к образованию уже не приходится, а вот сделать так, чтобы это новое работало – вполне в наших силах.
Цифровые технологии - всего лишь инструмент для вовлечения детей в реальное обучение, и (как любой инструмент), требуют умелого использования и уместного применения. Да, безусловно, можно и «микроскопом» гвозди забивать, но молоток в данном случае гораздо эффективнее. Да, конечно, можно освоить один-два сервиса и решить, что этого вполне достаточно для качественной работы, но научиться правильно подбирать сервисы для решения конкретных учебных задач и грамотно их интегрировать…
Во всем мире педагогическое сообщество ищет возможности для реализации именно такого подхода к использованию технологий в образовании. Первое очарование «сиянием технологий» уже в прошлом, настало время для систематизации и комплексного подбора инструментов для организации эффективной деятельности наших учеников.
Не думаю, что материалы, с которыми я хочу вас познакомить сегодня, станут для кого-то реальным открытием, безусловно, мы все это где-то когда-то от кого-то уже слышали, но лично для меня они стали серьезным вызовом, заставившим пересмотреть многое из сделанного за время дистанционного обучения.
Очевидно, что, вернувшись к этим вопросам тогда, когда прошел период потрясения от «чуда» возможностей, когда изучены и применены на практике многие сервисы и ресурсы, осознаны их «+» и «-», найдено «свое», «любимое», начинаешь на другом уровне оценивать открывшиеся возможности.
1) Первое общеизвестное правило:
Очевидно, что без использования возможностей современных технологий мы ощутимо теряем в эффективности.
2) Таксономия Блума
В 1956 году Бенджамин Блум написал книгу "Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания". С тех пор его шестиуровневое описание мышления неоднократно адаптировалось и применялось в самых разных условиях. Его список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого, «припоминания» знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи.
Для меня полезной стала «примерка» данной схемы как к организации конкретного урока по теме, так и к организации курса в целом.
А теперь о «систематизации технологий».
3) Падагогическое колесо (в рамках нашего образования быстренько переименованное в «педагогическое»)
Впервые колесо таксономии Блума без приложений (разработка Шарон Артли) появилось на сайте Пола Хопкинса . Оно было модификацией модели Кратвола и Андерсона (2001), основанной на оригинальной таксономии Блума (1956).
Сегодня «колесо» переведено более чем на 21 язык мира, постоянно совершенствуется и широко используется в педагогической практике.
Важно понять основной принцип «работы» данной схемы и на основании предложенного варианта выстроить свое собственное уникальное и применимое на практике колесо.
Планирование учебных целей и заданий на основе
таксономии Блума
А если будет желание, изучение принципов работы Падагогического колеса можно продолжить.