О социальной политике и выборах.
Речь пойдет о социальной политике в нашем родном Санкт – Петербурге. Социальной политике в нашей стране и в нашем городе уделяется огромное значение. Наш Президент В. В. Путин постоянно ставит задачи по улучшению условий жизни населения. В частности, в Указах №596 от 07.05.2012 года, в майском (2018 года) Указе Президента России №204 поставлен ряд стратегических социальных задач.
В Указе № 474 от 21.07.2020 года вновь поставлена задача по повышения уровня жизни граждан, созданию комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека. Необходимо обеспечить снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года (до 2030 года) и обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции.
Если проанализировать все указания Президента РФ по обеспечению стратегических целей развития, то можно свести их к двум важнейшим задачам: это повышение уровня жизни граждан на основе высокотехнологичного и наукоемкого экономического роста. Возникает вопрос: как же в нашем городе предыдущее Правительство города, а также конкретно Комитет по социальной политике, обеспечили выполнение этой стратегической социальной задачи – по повышению уровня жизни жителей нашего города?
Сначала о позитивных тенденциях. Важнейшим фактором повышения уровня жизни жителей является бизнес города, Пенсионный фонд и бюджет города. В бизнесе занято около 3 млн. работающих, получающих заработную плату. Пенсионный фонд РФ обеспечивает поступление дохода около полутора миллионам пенсионеров. Бюджет города насчитывает свыше 600 млрд. рублей и практически полностью направлен на социальное развитие города.
Реальная заработная плата в крупных и средних организациях бизнеса в последние годы возрастала, рост составил от 103% в 2016 году до 104,7% в 2019 году. Реальный размер пенсий также увеличился, но несколько меньшими темпами. В бюджете города более 100 млрд. рублей направляется на социальную помощь непосредственно жителям города.
Все это позволило обеспечить рост реальных денежных доходов в последние годы в диапазоне от 100,4% в 2016 году до 101,6% в 2019 году. Но эти показатели рассчитаны по новой методике Росстата от 25.11.2019 года. По старой методике в 2015 – 2017 годах было отмечено снижение реальных доходов.
Теперь несколько слов о негативных тенденциях в социальной политике Санкт – Петербурга.
По новой методике Росстата в 2020 году зафиксировано снижение реальных доходов: за январь – сентябрь снижение составило 97,3%. Снижение этого показателя ухудшает уровень жизни всех жителей города.
На динамику показателя реальных доходов населения оказывает влияние и такой показатель как динамика изменения реальных пенсий. По отношению к предыдущему году динамика этого показателя такова: 2014 год – 95,6%, 2015 год - 100,7%, 2016 год – 97,7%, 2017 год – 103,4%, 2018 год – 100,1%, 2019 год – 102,6%. В целом за этот период показатель реальных пенсий снизился – 99,9%. (Источник – Петростат).Это также порождает определенный уровень недовольства этой достаточно большой категории населения города. Количество пенсионеров в городе несколько превышает 1,5 млн. человек.
Численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные общеобразовательные организации составила в 2018 году 59 тысяч и медленно сокращается в последние годы. (Источник – Петростат). Можно предположить, что это также не стимулирует рождаемость в городе. Родители этих детей (свыше 100 тыс. человек) также имеют причины для критики социальной политики Правительства города.
Количество семей, состоящих на учете на получение жилья, составило 137 тыс. семей в 2019 году. При этом более 100 тыс. семей стоят на учете уже более 10 лет. В коммунальных квартирах по состоянию на 2019 год проживало 83 тыс. семей. При этом по сравнению с 2010 годом очередь сократилась всего на 30%. (Источник – Петростат). При таких темпах прекращение коммунального заселения возможно только к середине 21 века. В общежитиях проживает 1,2 тыс. семей, в ветхом и аварийном фонде – 300 семей. Вот еще полмиллиона жителей с учетом коэффициента семейности, имеющих претензии к социальной политике, проводимой Правительством города.
Уровень бедности оценивается показателем численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. Напомню, что в Указе Президента РФ от 21.07.2020 года дано поручение вдвое снизить этот показатель к 2030 году по отношению к 2017 году. Фактически за предыдущие 6 лет показатель снизился с 444 тыс. человек в 2012 году до 352 тыс. в 2018 году - только на 20%. Вот еще свыше 300 тыс. человек имеют претензии к проводимой Правительством города социальной политике.Необходимо иметь ввиду, что сама величина прожиточного минимума крайне низкая, на 12 тыс. рублей в месяц в нашем городе практически не выжить.
В городе достаточно неравномерно распределены доходы населения. Доходы 10% наиболее обеспеченного населения больше, чем доходы 10% наименее обеспеченного населения в 15 раз (2018 год). (Источник – Петростат). В странах с высоким уровнем жизни это соотношение значительно меньше: в 3 - 7 раз. В теории считается, что децильный коэффициент более, чем 10 раз, создает предпосылки для обострения социальной напряженности.
Нехватка средств для поддержания, сложившегося в предыдущие годы уровня жизни вынудила жителей города прибегать к жизни в долг. Это привело к тому, что задолженность по всем кредитам для физических лиц в рублях и валюте резко возросла в прошедшие годы (включая ипотечные жилищные кредиты): с 492 млрд. рублей в 2016 году до 952 млрд. в 2019 году – почти в 2 раза. В ноябре 2020 года задолженность превысила триллион рублей (1090 млрд. рублей). (Источник – ЦБ РФ).
Что означает объем кредитной задолженности в сумме более триллиона рублей? Это значит, что на каждого жителя города приходится долг в сумме почти 200 тыс. рублей (!). Это значит, что задолженность составляет один триллион рублей, а валовый региональный продукт - более 4 трлн. рублей. Некоторые эксперты считают, что опасным порогом для кредитования является объем задолженности не более 10% от ВВП. Следовательно, опасный порог для объема кредитной задолженности превышен более чем в 2 раза. Рост кредитной нагрузки при снижении реальных доходов может привести к массовому банкротству жителей города. А это, в свою очередь, может привести к обострению социальной напряженности и росту протестной активности. Возможно выселение семей из уже построенных квартир. Но и без банкротства наличие кредитной задолженности является фактором, снижающим платежеспособный спрос населения и этим, создаются предпосылки для снижения валового регионального продукта.
Подтверждением этой тенденции является снижение покупок продуктов питания. Оборот розничный торговли пищевыми продуктами снижается, начиная с 2014 года до 2018 года. В 2019 году рост составил 100,1%, в ноябре 2020 года – 100,9%, что по не компенсирует снижение предыдущих лет. (Источник – Петростат). За десять последних лет этот оборот сократился почти на половину. Естественно, что это снижение платежеспособного спроса на продукты питания повлекло за собой снижение оборота в производстве пищевых продуктов: в 2017 году снижение составило 95,2% по отношению к предыдущему году, в 2018 году – рост 101,6%, не компенсирующий предыдущее снижение, в 2019 году – 89,1%, в ноябре 2020 года – 85,5%. Вот наглядный пример, как недостатки в социальной политике ведут к недостаткам в промышленной политике. (Источник – Петростат).
Еще один пример реакции населения на снижение уровня жизни – это превышение рождаемости над смертностью в 2020 году. Если в предыдущие годы рождаемость превышала смертность, то в 2019 году сформировалась устойчивая тенденция превышения смертности над рождаемостью (за январь – ноябрь 2019 года). В 2020 году эта негативная тенденция продолжила рост. Количество родившихся снижается в последние годы: 2016 год – 72,7 тыс. человек, 2017 год – 66,5 тыс. человек, 2018 год – 64 тыс. человек, 2019 год – 59,2 тыс., январь – октябрь 2020 года – 47 тыс. человек (источник – Петростат).
Следующей негативной тенденцией стала тенденция роста протестной активности. Определенные результаты роста протестной активности проявились, в частности, при проведении избирательной компании по выборам Губернатора. В городе около 3,8 млн. избирателей, из них пенсионеры насчитывают более 1,5 млн. человек – практически они составляют около половины всех избирателей. При этом это, как правило, наиболее активно голосующая часть населения. За Беглова проголосовало менее 800 тыс. жителей, только четверть от общего числа. Остальные три четверти избирателей не явились на выборы или проголосовали против.
Можно предположить, что рост случаев ложного минирования также является одним из проявлений протестной активности жителей города.
В заключение можно предположить, что средства на резкое усиление социальной политики у города имеются: за период с 2012 года объем неосвоенных средств бюджета составил порядка несколько менее двухсот миллиардов рублей. Постоянно не осваиваются средства на объектах адресной инвестиционной программы.
Есть еще ряд показателей, которые характеризуют низкое качество социальной политики в нашем городе. Но и перечисленного выше достаточно, чтобы предположить, что принятые меры не обеспечили реального роста уровня жизни горожан, социальная политика в городе не отвечает в полной мере требованию майских (2012 года) Указов Президента и Указов от 2018 и 2020 годов.
Реакция Правительства города при Губернаторе Г.С. Полтавченко отражена в материалах его заседаний. Если оценивать их кратко, то у нас в городе все хорошо с социальной политикой. Ведется большая работа, образованы различные Советы, проводятся постоянные совещания. Комитет по социальной политике регулярно докладывает об итогах работы. Почему это возможно? Потому что Комитет докладывает не о социальной политике, а об итогах распределения средств бюджета на социальную поддержку граждан.
Действительно, Комитет по социальной политике выполняет большой объем работы по распределению социальных выплат из бюджета. Например, в 2020 году на эти цели планировалось выделить 142 млрд. рублей из 708 млрд. всего бюджета. Комитет в соответствии с принятыми документами перечисляет эти средства гражданам. Таким образом, Комитет по существу является организацией по оказанию социальной помощи (собес), а не организацией по социальной политики. Его функции аналогичны функциям Пенсионного фонда. Но Пенсионный фонд и не отвечает за разработку и исполнение социальной политики.
На сайте Комитета размещена информация о работе по выполнению отдельных демографических показателей в соответствии с майскими Указами 2012 года. Есть информация о работе по демографическому направлению в соответствии с Указом № 204. Но полностью отсутствует итоги работы по выполнению Указа №474 от 2020 года. Разработка и реализация социальной политики совершенно официально не закреплена за Комитетом по социальной политике. Естественно, что при этом показатели социального развития формируются по существу стихийно.
Впереди новые выборы. Из приведенных выше показателей ясно, что требуются дополнительные меры по повышению уровня жизни горожан в рамках новой социальной политики. Будем надеяться, что существующие недостатки будут учтены в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года в Санкт – Петербурге. Особенностью этого документа должна быть конкретная адресная привязка целевых показателей с фамилиями конкретных чиновников. Как говорится, поживем – увидим.