Найти тему
IZ

Русский и советский натюрморт Открытки Репродукции 1975, Советский художник

Аннотация к набору открыток.

В предлагаемой подборке открыток представлены картины с Всероссийской выставки натюрморта, состоявшейся в 1973 году в Москве. Такая выставка - современного, сегодняшнего натюрморта – была устроена впервые, чем она и примечательно. Правда, у нее была предшественница - ретроспективная выставка старого русского и советского натюрморта в Русском музее в Ленинграде (1969 г.). Между обеими выставками нетрудно заметить преемственную связь. Ретроспективный показ произведений отечественного натюрморта отвечал интересу современных художников к разнообразию жанровых форм, в том числе и интересу к тем жанрам, которые еще некоторое время назад казались недостойными серьезного внимания, как тот же натюрморт по сравнению, скажем, с историческим полотном или сюжетной картиной на бытовую тему.

Сегодня уже не приходится отстаивать полноправность натюрморта. Попытки защищать его начинают даже выглядеть общим местом. Этот отрадный факт свидетельствует о том, что рушатся казавшиеся столь живучими предрассудки. Представительный состав участников Российской выставки современного натюрморта, широкий географический диапазон и обилие работ говорят за то, что популярность этого жанра среди живописцев продолжает расти. Обращение к нему связано с поисками емкой, выразительной образной формы, а также и с возросшим вниманием к проблемам живописного мастерства.

Мешок - это интернет аукцион, где Вы можете пополнить коллекцию новыми экземплярами

Натюрморт, как никакой другой жанр, обнажает метод художника, подвергает испытанию его живописное мастерство и вкус уже по той простой причине, что здесь нельзя скрыться ни за сложным сюжетом, ни за значительностью мотива. Вопрос «как сделано», хорошо или плохо написано, встает неизбежно п сразу же. Возникает и кажущийся наивным, но в действительности существеннейший вопрос, на который не так-то просто ответить: почему в одном случае изображение обычного яблока или букета цветов — высокое искусство, а в другом не менее похожее изображение такого же яблока пли букета уже не искусство. Эта обнаженность коренной проблемы изобразительного искусства и делает натюрморт своеобразным пробным камнем живописи, обостряет интерес к нему и у самих художников, и у зрителей. И вот что любопытно как ни парадоксально, но самые неискушенные зрители и изощренные ценители часто оказываются единодушными именно привязанности к натюрморту. А то, что привлекает их в нем, тоже весьма родственно – неизбежное «как сделано».

Определяющим качеством современного натюрморта можно признать принципиальную картинность решений, что симптоматично для состояния нашего искусства. Такой подход вполне отвечает вполне отвечает и жанровой специфике натюрморта. Жанр этот родился в искусстве конца XVI—XVII века именно как форма картины - емкая, богатая содержанием; этюдная же, учебная и экспериментальная его функции были уже вторичны. Картинность натюрморта специфична. Он не рассказывает, но использует ту выразительность, которая таится в образах предметов. Уже сам факт отдельного, изолированного изображения вещей, выделенных из контекста быта, заостряет и обновляет образ вещей, выявляет его значительность. Эта содержательность безмерно усиливается благодаря так называемой «постановке» - важнейшему в работе над натюрмортом акту специальной группировки предметов, сочинения мотива, что и отличает натюрморт от жанра интерьера, от просто этюдов вещей. В постановке натюрморта заключены особые конструктивные возможности «Я считаю, поставить перед собой толково натуру – это значит почти сделать картину», - говорил, например, один из классиков этого жанра И. И. Машков. Удачных постановок было немало на выставке, и стоит отметить это как определенное достижение по сравнению с недавним прошлым. Здесь были натюрморты, смело и органично вводящие предметы современной жизни, и, главное, оригинальные композиции, утверждающие личное, сегодняшнее видение.

Мешок - это интернет аукцион, где Вы можете пополнить коллекцию новыми экземплярами

Часто говорят о том, какое большое место заняли в нашем искусстве такие качества, как ассоциативность и метафоричность. Натюрморту в силу его специфики как раз свойственна ассоциативность образа. Поэтому естествен интерес наших художников, особенно мастеров картины большой формы, к ассоциативной содержательности натюрморта здесь этот принцип картинного построения выступает даже, можно сказать, в фокусе. Назовем, к примеру, натюрморты А. Ю. Никича,

А. Ю. Никич Спелая хурма
А. Ю. Никич Спелая хурма

Ю. А. Шутова («В мастерской»),

Ю. А. Шутов «В мастерской»
Ю. А. Шутов «В мастерской»

М. А. Бирштейна («Натюрморт с восточным кувшином»),

М. А. Бирштейн "Натюрморт с восточным кувшином"
М. А. Бирштейн "Натюрморт с восточным кувшином"

стоящую на стыке жанров картину И. А. Попова «В мастерской». Не случайно мотивом в этих картинах оказывается предметный мир мастерской. Этот мотив дает возможность передать в ассоциативной форме связь близкого и повседневного, олицетворенного в простых вещах, которые у художника под рукой, - с идеалом, высокими традициями (произведениями великих мастеров и народного искусства), с предметами, символизирующими жизнь с ее проблемами, жизнь, от которой художник как бы замыкается в своей студии, но которая тем не менее всегда остается смыслом его произведений, Сюжетный диапазон ассоциативных натюрмортов велик. Не все натюрморты этого типа отличаются глубиной. Легко достигаемая в натюрморте ассоциативность может и мстить за себя.

И. А. Попов «В мастерской»
И. А. Попов «В мастерской»

Понятно, что качество композиционности и картинности не сводится только к ассоциативно-символическому или метафорическому началу. В поисках картинности художник может опираться и на экспрессию в передаче вещественного содержания предметов, и на декоративные элементы, и на поиски гармонии живописно-пластического построения - пути здесь многообразны.

Мешок - это интернет аукцион, где Вы можете пополнить коллекцию новыми экземплярами

Тяготение к выразительности собственно предметных качеств интересных самих по себе и в своем сочетании вещей, стремление к их экспрессивной характеристике, увлечение их романтикой, построение образов с учетом историко-культурных реминисценций – одна из характерных тенденций в развитии современного натюрморта. Выбираются вещи старинные и просто старые, но сохраняющие аромат эпохи, или напротив, предметы, еще не освященные почтенной натюрмортной традицией, привлекающие романтикой новизны. Художников, тяготеющих к этой тенденции, влечет предельная точность в передаче физиономии вещи вплоть до мельчайших, но выражающих ее характер деталей; они стремятся передать дух времени, в вещах запечатлевшийся, подчеркивают остроту предметных сопоставлений (Я. И. Крестовский «Часы и куклы», В. Д. Трещев «Звучащая быль», Б. И. Шаманов «Свеча па окне»).

Я. И. Крестовский «Часы и куклы»
Я. И. Крестовский «Часы и куклы»
Б. И. Шаманов «Свеча па окне»
Б. И. Шаманов «Свеча па окне»

Интерес к остроте облика вещи, экспрессии ее образа не всегда окрашивается историческими реминисценциями. Порой он как бы обнажается. Выразительность образа вещи приобретает характер неожиданной встречи с обычным, которая зависит, прежде всего, от умения непосредственно видеть, снимать с окружающего пелену банальности и, конечно, находить экспрессивные средства изображения, даже как бы предвосхищая, определяя ими свое восприятие вещей. Это специфически натюрмортное качество присутствует, например, в таких произведениях, как «Натюрморт с кадками для муки» И. П. Обросова, «Ракушки» И. М. Орлова, «Кактус» В. М. Коршунова, «Хлебы» А. С. Папикяна, натюрмортах В. Б. Эльконина.

И. П. Обросов "Натюрморт с кадками для муки"
И. П. Обросов "Натюрморт с кадками для муки"

Издавна обыгрывалось в натюрморте и декоративное начало: к нему влекла уже любовь к воспроизведению предметов самих по себе красивых - цветов, фруктов, тканей, сосудов. Натюрморт был призван сохранить их яркую цветность, великолепный ритм - брал на себя их функцию украшать. Забота о декоративности образа пронизывает многие из тех натюрмортов, которые были упомянуты нами. В ряде других декоративное начало можно признать ведущим (Г. П . Егошин «Букет», А. В. Лукин «Подсолнухи и рябинка»).

Г. П . Егошин «Букет»
Г. П . Егошин «Букет»
А. В. Лукин «Подсолнухи и рябинка»
А. В. Лукин «Подсолнухи и рябинка»

Особенно хотелось бы выделить работы 3. Я. Матвеевой-Мостовой, изысканная декоративность которых вырастает из глубокого чувства мотива, неповторимой красоты его колористических и пространственных свойств, что и дает ее образам богатство содержания.

3. Я. Матвеева-Мостова Натюрморт с балхарским кувшинов
3. Я. Матвеева-Мостова Натюрморт с балхарским кувшинов

Как и всякая станковая картина, натюрморт требует длительного общения со зрителем. Сам по себе сюжет, даже при всей возможной остроте, насыщенности, ассоциативности, сама по себе интересность подбора вещей, как и сама по себе декоративность, не могут исчерпывать целей общения со станковой картиной. Нельзя забывать о специфически зрительном, изобразительном, живописно-пластическом содержании полотна. Натюрморт как раз и позволяет художнику сосредоточиться на нем, позволяет отвлечься от многотрудных и почетных других задач во имя этой – коренной. Как удачи в живописно-пластическом плане можно выделить, помимо некоторых из уже названных в другой связи работ. «Пиво и лангусты» М. П. Кончаловского, «Натюрморт с рыбой» М. В. Иванова, произведения Э. Г. Браговского, В. Г. Вейсберга, П. Ф. Никонова, И. Л. Табенкина.

М.В. Иванов "Натюрморт с рыбой"
М.В. Иванов "Натюрморт с рыбой"

Э.Г. Браговский "Розы и репей"
Э.Г. Браговский "Розы и репей"
И. Л. Табенкин Натюрморт на синем фоне
И. Л. Табенкин Натюрморт на синем фоне

Поиски формы изображения неотделимы от искусства живописи, обусловлены самой его природой, но формально отделенные в изобразительной станковой картине от связей с передачей жизни натуры, ее гармонии, эти поиски ведут к стилизации. Непосредственная радость общения с натурой — живой источник искусства живописи. Для натюрморта это обретает особый смысл, так как он словно создан для важнейшей миссии - возвращать живопись к первоисточнику натуры. Поэтому так ценят художники этот жанр за те «моменты острых бесед живописца с натурой», которые, по выражению К. С. Петрова-Водкина, она дает.

И. Болотина

Мешок - это интернет аукцион, где Вы можете пополнить коллекцию новыми экземплярами