Аннотация к набору открыток.
В предлагаемой подборке открыток представлены картины с Всероссийской выставки натюрморта, состоявшейся в 1973 году в Москве. Такая выставка - современного, сегодняшнего натюрморта – была устроена впервые, чем она и примечательно. Правда, у нее была предшественница - ретроспективная выставка старого русского и советского натюрморта в Русском музее в Ленинграде (1969 г.). Между обеими выставками нетрудно заметить преемственную связь. Ретроспективный показ произведений отечественного натюрморта отвечал интересу современных художников к разнообразию жанровых форм, в том числе и интересу к тем жанрам, которые еще некоторое время назад казались недостойными серьезного внимания, как тот же натюрморт по сравнению, скажем, с историческим полотном или сюжетной картиной на бытовую тему.
Сегодня уже не приходится отстаивать полноправность натюрморта. Попытки защищать его начинают даже выглядеть общим местом. Этот отрадный факт свидетельствует о том, что рушатся казавшиеся столь живучими предрассудки. Представительный состав участников Российской выставки современного натюрморта, широкий географический диапазон и обилие работ говорят за то, что популярность этого жанра среди живописцев продолжает расти. Обращение к нему связано с поисками емкой, выразительной образной формы, а также и с возросшим вниманием к проблемам живописного мастерства.
Мешок - это интернет аукцион, где Вы можете пополнить коллекцию новыми экземплярами
Натюрморт, как никакой другой жанр, обнажает метод художника, подвергает испытанию его живописное мастерство и вкус уже по той простой причине, что здесь нельзя скрыться ни за сложным сюжетом, ни за значительностью мотива. Вопрос «как сделано», хорошо или плохо написано, встает неизбежно п сразу же. Возникает и кажущийся наивным, но в действительности существеннейший вопрос, на который не так-то просто ответить: почему в одном случае изображение обычного яблока или букета цветов — высокое искусство, а в другом не менее похожее изображение такого же яблока пли букета уже не искусство. Эта обнаженность коренной проблемы изобразительного искусства и делает натюрморт своеобразным пробным камнем живописи, обостряет интерес к нему и у самих художников, и у зрителей. И вот что любопытно как ни парадоксально, но самые неискушенные зрители и изощренные ценители часто оказываются единодушными именно привязанности к натюрморту. А то, что привлекает их в нем, тоже весьма родственно – неизбежное «как сделано».
Определяющим качеством современного натюрморта можно признать принципиальную картинность решений, что симптоматично для состояния нашего искусства. Такой подход вполне отвечает вполне отвечает и жанровой специфике натюрморта. Жанр этот родился в искусстве конца XVI—XVII века именно как форма картины - емкая, богатая содержанием; этюдная же, учебная и экспериментальная его функции были уже вторичны. Картинность натюрморта специфична. Он не рассказывает, но использует ту выразительность, которая таится в образах предметов. Уже сам факт отдельного, изолированного изображения вещей, выделенных из контекста быта, заостряет и обновляет образ вещей, выявляет его значительность. Эта содержательность безмерно усиливается благодаря так называемой «постановке» - важнейшему в работе над натюрмортом акту специальной группировки предметов, сочинения мотива, что и отличает натюрморт от жанра интерьера, от просто этюдов вещей. В постановке натюрморта заключены особые конструктивные возможности «Я считаю, поставить перед собой толково натуру – это значит почти сделать картину», - говорил, например, один из классиков этого жанра И. И. Машков. Удачных постановок было немало на выставке, и стоит отметить это как определенное достижение по сравнению с недавним прошлым. Здесь были натюрморты, смело и органично вводящие предметы современной жизни, и, главное, оригинальные композиции, утверждающие личное, сегодняшнее видение.
Мешок - это интернет аукцион, где Вы можете пополнить коллекцию новыми экземплярами
Часто говорят о том, какое большое место заняли в нашем искусстве такие качества, как ассоциативность и метафоричность. Натюрморту в силу его специфики как раз свойственна ассоциативность образа. Поэтому естествен интерес наших художников, особенно мастеров картины большой формы, к ассоциативной содержательности натюрморта здесь этот принцип картинного построения выступает даже, можно сказать, в фокусе. Назовем, к примеру, натюрморты А. Ю. Никича,
Ю. А. Шутова («В мастерской»),
М. А. Бирштейна («Натюрморт с восточным кувшином»),
стоящую на стыке жанров картину И. А. Попова «В мастерской». Не случайно мотивом в этих картинах оказывается предметный мир мастерской. Этот мотив дает возможность передать в ассоциативной форме связь близкого и повседневного, олицетворенного в простых вещах, которые у художника под рукой, - с идеалом, высокими традициями (произведениями великих мастеров и народного искусства), с предметами, символизирующими жизнь с ее проблемами, жизнь, от которой художник как бы замыкается в своей студии, но которая тем не менее всегда остается смыслом его произведений, Сюжетный диапазон ассоциативных натюрмортов велик. Не все натюрморты этого типа отличаются глубиной. Легко достигаемая в натюрморте ассоциативность может и мстить за себя.
Понятно, что качество композиционности и картинности не сводится только к ассоциативно-символическому или метафорическому началу. В поисках картинности художник может опираться и на экспрессию в передаче вещественного содержания предметов, и на декоративные элементы, и на поиски гармонии живописно-пластического построения - пути здесь многообразны.
Мешок - это интернет аукцион, где Вы можете пополнить коллекцию новыми экземплярами
Тяготение к выразительности собственно предметных качеств интересных самих по себе и в своем сочетании вещей, стремление к их экспрессивной характеристике, увлечение их романтикой, построение образов с учетом историко-культурных реминисценций – одна из характерных тенденций в развитии современного натюрморта. Выбираются вещи старинные и просто старые, но сохраняющие аромат эпохи, или напротив, предметы, еще не освященные почтенной натюрмортной традицией, привлекающие романтикой новизны. Художников, тяготеющих к этой тенденции, влечет предельная точность в передаче физиономии вещи вплоть до мельчайших, но выражающих ее характер деталей; они стремятся передать дух времени, в вещах запечатлевшийся, подчеркивают остроту предметных сопоставлений (Я. И. Крестовский «Часы и куклы», В. Д. Трещев «Звучащая быль», Б. И. Шаманов «Свеча па окне»).
Интерес к остроте облика вещи, экспрессии ее образа не всегда окрашивается историческими реминисценциями. Порой он как бы обнажается. Выразительность образа вещи приобретает характер неожиданной встречи с обычным, которая зависит, прежде всего, от умения непосредственно видеть, снимать с окружающего пелену банальности и, конечно, находить экспрессивные средства изображения, даже как бы предвосхищая, определяя ими свое восприятие вещей. Это специфически натюрмортное качество присутствует, например, в таких произведениях, как «Натюрморт с кадками для муки» И. П. Обросова, «Ракушки» И. М. Орлова, «Кактус» В. М. Коршунова, «Хлебы» А. С. Папикяна, натюрмортах В. Б. Эльконина.
Издавна обыгрывалось в натюрморте и декоративное начало: к нему влекла уже любовь к воспроизведению предметов самих по себе красивых - цветов, фруктов, тканей, сосудов. Натюрморт был призван сохранить их яркую цветность, великолепный ритм - брал на себя их функцию украшать. Забота о декоративности образа пронизывает многие из тех натюрмортов, которые были упомянуты нами. В ряде других декоративное начало можно признать ведущим (Г. П . Егошин «Букет», А. В. Лукин «Подсолнухи и рябинка»).
Особенно хотелось бы выделить работы 3. Я. Матвеевой-Мостовой, изысканная декоративность которых вырастает из глубокого чувства мотива, неповторимой красоты его колористических и пространственных свойств, что и дает ее образам богатство содержания.
Как и всякая станковая картина, натюрморт требует длительного общения со зрителем. Сам по себе сюжет, даже при всей возможной остроте, насыщенности, ассоциативности, сама по себе интересность подбора вещей, как и сама по себе декоративность, не могут исчерпывать целей общения со станковой картиной. Нельзя забывать о специфически зрительном, изобразительном, живописно-пластическом содержании полотна. Натюрморт как раз и позволяет художнику сосредоточиться на нем, позволяет отвлечься от многотрудных и почетных других задач во имя этой – коренной. Как удачи в живописно-пластическом плане можно выделить, помимо некоторых из уже названных в другой связи работ. «Пиво и лангусты» М. П. Кончаловского, «Натюрморт с рыбой» М. В. Иванова, произведения Э. Г. Браговского, В. Г. Вейсберга, П. Ф. Никонова, И. Л. Табенкина.
Поиски формы изображения неотделимы от искусства живописи, обусловлены самой его природой, но формально отделенные в изобразительной станковой картине от связей с передачей жизни натуры, ее гармонии, эти поиски ведут к стилизации. Непосредственная радость общения с натурой — живой источник искусства живописи. Для натюрморта это обретает особый смысл, так как он словно создан для важнейшей миссии - возвращать живопись к первоисточнику натуры. Поэтому так ценят художники этот жанр за те «моменты острых бесед живописца с натурой», которые, по выражению К. С. Петрова-Водкина, она дает.
И. Болотина
Мешок - это интернет аукцион, где Вы можете пополнить коллекцию новыми экземплярами