Модельер заботится о каждом шве, о подборе и расположении аксессуаров, сочетании цветов для воплощения своей идеи. Кутюрье фотографии тоже думает о сочетании цветов, но его инструменты — свет, тень и пространство. Речь сегодня пойдет о Жан-Мари Перье — кутюрье французской фотографии.
Фотография неразрывно связана с миром моды. Ведь человек не может посетить все показы, услышать лично мнения всех критиков и дизайнеров. Для этого существует глянец. Все популярные фешн-фотографы, будь то сам Ричард Аведон или Денис Пил, пришли к известности через публикации в журналах.
Зачастую важно не только показать новую выпущенную коллекцию или конкретный туалет, но и найти свой подход для поддержания интереса читателя. Жан-Мари Перье серьезно подходил к своему делу и удостоился звания не просто фотографа, а кутюрье фотографии.
«Это не реальность, это своеобразная ложь! Это шоу!», — говорит Жан-Мари о своих работах. В них нет «живой жизни», поскольку они - постановка для яркого и обворожительного мира глянца. Ведь одежду от кутюр, как и эти фотографии, тоже нельзя назвать повседневной. На его фото дизайнеру Такада Кензо и девушке в неестественной, театральной позе в платье от Лакруа аплодируют зрители. Это начало представления.
Постановки сменяют друг друга. Французский модельер Тьери Мюглер в кожаной черной куртке и брутальной позе стоит на фоне тяжелой темной конструкции моста в Нью-Йорке. Пространство на портрете разделено на две контрастные части. Рядом с ним в мехах и в золотом длинном платье на фоне невесомого светлого города расположилась модель и актриса Джерри Холл. Образ модели словно апеллирует к коллекциям самого Мюглера, в которых модельер постоянно подчеркивает изгибы талии и бедер.
А вот уже британский дизайнер Вивьен Вествуд с величественным и отрешенным взглядом сидит перед зрителем в огромном платье в стиле девятнадцатого столетия. Посреди роскошно меблированного зала, будто возникшего из той же эпохи, рядом с ней притаился сатир. Только такой мифический персонаж может так близко находиться с бунтаркой Вествуд и так пристально смотреть на зрителя.
Также интересен портрет итальянского модельера и предпринимателя Джорджо Армани. Кадр сделан на достаточно длинной выдержке, чтобы показать динамику, кипящую вокруг жизнь. Джорджо сидит на чемоданах посреди аэропорта на фоне огромной светящейся вывески его бренда и движущегося самолета. Кажется, будто этот активный и деятельный человек на минуту присел отдохнуть и сейчас же отправиться в путь, как велит ему единственно неподвижная на фотографии вывеска его империи.
Однако нельзя сказать, что у Перье совсем нет живых снимков. Все же ему удалось запечатлеть целую эпоху с ее музыкантами, актерами и модельерами. Среди его работ огромное количество портретов всемирно известных The Rolling Stones и The Beatles. Все они приходятся на шестидесятые, когда самому Перье и музыкантам было около двадцати. Тогда между Жаном-Мари и молодыми людьми не стояли менеджеры и креативные директора. Они могли созвониться и встретиться.
Линия кадров с The Rolling Stones выстроена так, будто фотограф провел целый день с группой, хотя они были сделаны в разное время. Вот Мик Джаггер в ярком солнечном свете поднимается по трапу в самолет, следом несколько фотографий в городском пространстве. Затем группа оказывается в поезде и снова в самолете: молодые люди общаются между собой, играют в карты. Наступает вечер: его заполняют снимки с музыкального турне. Последним в коллекции оказывается фото с Китом Ричардсом, одиноко сидящим в зале с гитарой после концерта.
В работе с музыкантами и актерами виден другой подход Перье. Они выглядят случайными и кинематографическими, сделанными в процессе работы. Это как пропуск за кулисы с умелым использованием пространства вокруг. Например, красная дверь на групповом портрете The Beatles не была значимой деталью по замыслу фотографа. «Мне просто было нужно, чтобы они встали возле чего-нибудь», — объясняет Жан-Мари. Только после печати и дальнейшего распространения фотографии эта дверь сама по себе стала символом.
«Время — это судья, который показывает ценность искусства», — говорит Перье, рассуждая о тысячах однодневных снимков и настоящей глянцевой фотографии. Именно поэтому один снимок с красной дверью станет произведением искусства, а другой пропадает в глубинах интернета. Именно поэтому одежду из Bershka будут носить максимум год, а маленькое черное платье от Chanel еще долго будет висеть в гардеробе каждой женщины.
Автор: Татьяна Прусакова © Artifex.ru