Найти в Дзене
MILITAN

Иракский летчик МиГ-25, который сбил американский F-18 "Hornet" во время "Бури в пустыне"

Оглавление

В своей недавней статье я рассказывал о сбитом американском F/A-18 "Hornet" и судьбе летчика из первых уст (со слов от летчиков его эскадрильи). Ссылка на эту статью будет ниже.

Эта публикация взгляд с другой стороны и посвящена иракскому летчику МиГ-25, который сбил F/A-18, а ведь мог и больше. Лейтенант ВВС Ирака Зухаир Дауд.

Лейтенант Иракских ВВС Зухаир Дауд
Лейтенант Иракских ВВС Зухаир Дауд

Перекрестный анализ воспоминаний иракских и американских летчиков показывает, что в тот день, ВВС США легко могли потерять гораздо больше. Почему этого не произошло, сейчас и разберем.

17 января в 2:30 утра по багдадскому времени, три соединения истребителей ВМС США вошли в иракское воздушное пространство с задачей атаковать крупную базу иракских ВВС "Таммуз", на которой базировались эскадрильи МиГ-25, МиГ-29 и различные типы бомбардировщиков. Американские самолеты шли широким строем. Ф-18 прочесывали небо перед бомбардировщиками и подавляли вражескую ПВО. Сразу за Хорнетами шли восемь истребителей А-6Е, которые должны были бомбить Таммуз. Кроме того, их поддерживали 3 истребителя EA-6B и две пары F-14A.

МиГ-25 из состава 96-й эскадрильи поднялся на перехват. После взлета, лейтенант Зухаир Дауд набрал около 1,4 Маха и взял курс прямо в центр строя F-18. Неудивительно, что командир американской эскадрильи Майкл Андерсон обнаружил МиГ-25 почти сразу же после взлета. Дойдя до расстояния удара, иракский летчик запросил разрешения открыть огонь, но получил отказ от диспетчера. В этой ситуации Дауду пришлось действовать по обстоятельствам. Он развернул самолет на запад, облетел строй американских самолетов. Опознав истребитель впереди себя как вражеский, лейтенант Андерсон так же не открыл огонь, он ждал подтверждения от командира с самолета раннего предупреждения E-3A Sentry.

МиГ-25 находился на самом краю зоны обнаружения самолета разведчика и его радар был выключен, поэтому американцам и не хватало данных для идентификации. Андерсон последовал за самолетом Дауда и в какой то момент даже обогнал его, но так ни чего и не предпринял. Иракский летчик доложил командованию о происходящем. В ответ наземные диспетчеры посоветовали ему развернуться на восток и атаковать другую цель примерно в 20 милях.

МиГ-25 лейтенант иракских ВВС Зухаира Дауда
МиГ-25 лейтенант иракских ВВС Зухаира Дауда

Следуя инструкциям диспетчера, Дауд активировал свой радар, подошел к цели на 15,6 мили и выпустил ракету Р-40. Он держал цель на прицеле до тех пор, пока не увидел взрыв, после чего охваченный пламенем самолет начал падать.

Используя данные из черного ящика F/A-18 лейтенанта Майкла Скотта Спичера, который извлекли только в 1995 году, следователи пришли к выводу, что ракета приблизилась к самолету с левого борта и взорвалась под кабиной. Взрыв осколочно-фугасной боеголовки мгновенно отклонил самолет вправо на 50-60 градусов, что вызвало отрыв внешних топливных баков и пилонов. Лейтенант Спичер смог катапультировался. Его самолет рухнул в 48 милях к югу от Кадиссии.

Зухаир Дауд продолжил выискивать цели, поскольку диспетчер сообщил ему о приближении второй волны американских самолетов. В этот раз МИГ-25 был обнаружен и американцы предприняли маневр уклонения, и иракский летчик не смог провести наведение ракет. Разорвав строй американских самолетов, Дауд нацелился на самую медленную цель, A-6 "Intruder". Он активировал ракету и пошел в лоб, но диспетчеры снова отклонили его просьбу открыть огонь. Вместо этого они запросили визуально подтвердить цель. Подойдя достаточно близко, чтобы увидеть огни в кабине американского штурмовика, Дауд повторил запрос, но диспетчер приказал вернуться на базу. Возвращаясь, Дауд ждал контратаки и весь путь не отрывал глаз от дисплея радара, но ничего не произошло.

Вернувшись в Кадиссию, Дауд увидел полный бардак на аэродроме. Обломки бомбардировщиков "Торнадо" Королевских ВВС были разбросаны по взлетно-посадочной полосе на сотни метров. Ими был поврежден один МиГ-25, тот, который должен бял взлететь вслед за Даудом. Лейтенант был вынужден приземлиться на запасной полосе, после чего откатил самолет в укрытие.

Как иракский МиГ-25 сбил американский F/A-18 "Hornet"
Как иракский МиГ-25 сбил американский F/A-18 "Hornet"

На рассвете, летчики 96-й эскадрильи иракских ВВС, собрались за чашкой чая, чтобы обсудить события минувшей ночи. Командир эскадрильи заключил, что американский летчик или экипаж, вряд ли выжил после взрыва мощной боевой части ракеты Р-40. Дауд заполнил рапорт, приложил его к соответствующему рапорту своего диспетчера и направил их в управление ПВО для подтверждения.

Тут начинается другая история.

Ответственные за расследования по рапорту офицеры, не горели желанием принять заявление Дауда. Связано это было с тем, что в первые дни войны 1991 года, они получили десятки подобных донесений, в которых летчики заявляли об уничтоженной технике, а подтверждений этому не было.

Однако вскоре иракцы захватили лейтенанта ВМС США Ларри Слейда, самолет которого был сбит над Ираком. От него они узнали, что один F/A-18 "Hornet" с авианосца USS "Saratoga" так и не вернулся с задания. Однако никто не торопился признавать заслуг Дауда, об этом просто умолчали. Даже несмотря на огласку дела Спичера в Штатах, иракским спецслужбам потребовалось два года, чтобы установить личность американца, а затем еще два года, чтобы сравнить их с показаниями лейтенанта Дауда.

Иииии . . . Ничего . . .

Результаты расследования не передали командованию ВВС. Более того, было запрещено продвигать лейтенанта по службе и награждать какими-либо наградами. В 1995 году лейтенант Зухаир Дауд узнает о результатах расследования и пишет письмо президенту Ирака Саддаму Хусейну. В нем он объяснил все детали и то, что он прочитал в американских изданиях. Это побудило Багдад выдать официальное подтверждение и наконец-то наградить летчика за достижение.

В 2003 году Дауд, как и сотни других бывших офицеров иракских вооруженных сил, стали мишенью Иранского Корпуса Стражей Исламской Революции, и он был вынужден покинуть страну и в настоящее время проживает за границей.

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!