В Беларуси активно развивается новый вид экологического туризма. Болотный. В смысле – походы по болотам. А болот в Беларуси хоть отбавляй! Причем красивейшие места, надо сказать!
Около дома моей бабушки тоже есть болота. И, отпуская нас гулять, бабуля говорила «Только на болото не ходите!». Ага, где там! Исхожено было все вдоль и поперек. Мы постоянно устраивали себе на болотных островках, заросших кустами и хмелем, тайные убежища.
Есть мнение, что многовековая жизнь среди болот повлияла на менталитет белорусов, сделав их обстоятельными, терпеливыми, спокойными и изобретательными. Идеальными партизанами.
Болота бывают разные. Есть низинные, питающиеся за счет грунтовых вод, расположенные по берегам озер, в низинах, заросшие тростником, чахлой березкой и ольхой.
Есть верховые, покрытые мохом и живущие за счет дождей. Летом верховые могут пересыхать. На них обычно много ягод, вереска, багульника, часто лес сосновый растет.
А есть переходные – что-то средние между низинными и верховыми. Опасные топи и трясины бывают на все трёх.
В Беларуси топь называют – багна. А пропитанный водой, переплетенный болотными травами, колышущийся и ненадежный слой смеси торфа с глиноземом – дрыгва. Ехать по нему – адское мучение:
Я расскажу про самые большие – Ольманские на Полесье. Болото – это не просто вода и топь, там всегда бывают островки и даже большие сухие участки. И тогда трясина вокруг этих участков становиться надежнейшей естественной защитой.
Может поэтому на Ольманских болотах в советские времена был расположен 41-й авиационный полигон. Уж не знаю, сколько там было взрывов и испытаний за все время, но более 20 озер образовалось именно в воронках от этих взрывов.
Но, нет худа без добра – близость полигона серьезно сократила сельскохозяйственную деятельность вокруг и влияние этой деятельности на экосистему болот было минимальным. А нет ничего хуже для болота, чем мелиорация, распашка или добыча торфа.
В конце 20 века экологом удалось болота отвоевать. И теперь здесь Республиканский заказник, дающий шанс не только уникальным видам растений, птиц и животных, но и экосистеме Припятского Полесья, которую называют «легкими Европы».
Для обычных туристов, не экстремалов, в заказнике сделана экотропа – настил из досок. Тропа ведет к Большому Засоминому озеру. Правда, периодически настил «ныряет» в воду, поэтому резиновые сапоги для прогулки понадобятся. Остроты ощущений при прогулке прибавит появление на тропе змей. В Ольманских болотах водятся все виды змей, которые есть в Беларуси.
Когда-то на месте болот было Сарматское море. Вериться с трудом, но есть доказательства – со дна одного из озер подняли корабельный якорь.
Ну а экстремалы… Они уходят в интересные и опасные походы на много дней и проходят опаснейшие участки болот насквозь. Потому и называют себя –"болотные проходимцы". Ребята, конечно, молодцы, но тем, кто "болотного" опыта не имеет, в Ольманские болота лучше взять проводника.
Многие болота Беларуси входят в особо охраняемые природные территории. Но о них будут другие рассказы.
Тайны в глубинах озер Беларуси. Или как рождаются легенды.
«То озера, то болотца, словно бусины, здесь на ниточки-речёночки нанизаны»