Много лет работая в сфере обслуживания — флористом в магазинах и менеджером в банках, мне приходилось постоянно контактировать с людьми. Это само по себе требует огромной стрессоустойчивости. Поскольку русским людям, как правило, неведомо, что такое приватность, правила вежливости и хорошие манеры. Даже выворачиваясь ужом и приклеив на лицо улыбку, сотрудник может получить от клиента жалобу на свою работу.
Если ты работаешь с людьми, неважно кем, хоть кондуктором, хоть сотрудником МФЦ, тебе в любой момент может прилететь незаслуженное оскорбление, и ты должен будешь его либо проглотить, потому что клиент всегда прав. Либо ты можешь ответить хамством на хамство, и тогда будешь уволен. Поскольку сейчас в 90 процентах случаев повсюду установлено видеонаблюдение (якобы, нужное для того, чтобы охранять любимых сотрудников, но на деле это обыкновенное око «Большого брата», который всегда смотрит на тебя, чтобы выписывать штрафы) — твою ответную реакцию увидит начальство, и до свидания. Потому что, опять же, «клиент всегда прав».
То, что этот клиент может быть нетрезв до состояния летающих единорогов, или что у него вообще давно уже крыша уползла в неизвестном направлении, а он продолжает бродить по рконторам и изводить сотрудников для собственного развлечения, - это начальство не интереснует. Они сидят в отдельных кабинетах (либо даже в других городах, как правило — в столицах) — и оттуда руководят.
Плюс в работе с людьми в моем конкретном случае заключается в том, что имеется огромный срез для психологических наблюдений. Пока человек сидит в офисе и отвечает на вопросы, а я заполняю анкету, можно собрать ценный багаж наблюдений о разного рода гражданах. По поведению человека, по тому, как он подает себя, в какой манере разговаривает, можно очень многое узнать о его жизни, душевных порывах, настроении, и так далее, и так далее. Если на работе Вам, как и мне, нужно контактировать с множеством клиентов разных возрастов и социальной принадлежности, то Вы, вероятнее всего, знаете о людях примерно столько же, а то и больше, чем дипломированный психолог.
Что имею сказать по сегодняшнему настроению людей? Заявить, что оно сильно в худшую сторону отличается от настроения, скажем, двухлетней давности, я не могу. Сейчас, как и тогда, люди постоянно чем-то недовольны. Сегодня они недовольны, что от СИЗов потеют очки, и вообще, «Как же надоела вся эта история!», повторяет примерно каждый второй. А несколько лет они назад они тоже были недовольны ростом на продукты и услуги ЖКХ. Всё это они высказывают мне. Как будто я маг, способный унять их душевную боль.
Попутно люди могут рассказать историю о своей жизни, хотя никто их об этом не спрашивает. Отвечая на вопросы о месте работы, например, они расскажут помимо короткого ответа еще кучу совершенно ненужных сведений, - особенно те, кто хочет «войти» к доверие сотруднику и быстрее получить кредит. Желание получить деньги почему-то развязывает язык похлеще горячительных напитков.
По этим рассказам, манере высказывать свои мысли и невербальным знакам можно, как из кусочков, сложить мозаику состояния людей — ну, в провинции, по крайней мере, потому что я живу именно в провинции.
Так вот, по моему скромному мнению, недовольство и неадекватность присутствовали и раньше. Но сейчас концентрация напичканности всякими телевизионными смыслами привысило в обществе всё и вся. Как люди пенсионного возраста, так и солидного вида мужчины лет сорока почему-то на все сто верят телефонной и теле-рекламе.
Раз они сказали, что им предложен кредит под ноль процентов, они верят. И очень искренне удивляются, когда на деле оказывается, что конечно, всё совсем не так. Удивляются так бурно, что эту детскую искренность невозможно подделать. Хочется, как писала в своем живом журнале чудесная Макс Фрай, дать им конфетку. И пока они будут есть, «потихонечку снять тряпочку с лица».
Старинную поговорку о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, видимо, никто не слышал. Вот я честно не могу понять - как можно в 21 веке верить рекламе? Как можно смотреть в 21 веке телевизор? Сегодня даже пребывание в сети нужно подвергать для себя тщательным фильтрам, иначе — реклама, чужие и ненужные тебе мнения, ложь.
Ну и конечно, повышенная тревожность, склонность ко всякого рода излишествам, полное равнодушие к себе во всех смыслах — начиная от внешнего вида и одежды и заканчивая собственным душевным состояниям — вот то, что я вижу в поведении людей. Это всё последствия 2020-го.
Отчасти можно заметить, что люди немного адаптировались к переменам. Но их накопленная душевная боль никуда не делась, она просто спряталась и ушла куда-то вглубь. Стало еще меньше уважения к себе и оцепенения. Как будто перед лицом опасности люди пошли по сценарию «замри». И замерли. На какую-то адекватную борьбу в политическом смысле, на которую может быть, кто-то надеется, по моим наблюдениям, рассчитывать с такими вводными данными не приходится.
А вот медики определенных специальностей в грядущие годы будут очень нужны. И работы у них будет очень много.