К стрит-арту можно относиться по-разному. Мне, например, не очень нравятся раскрашенные вагоны поездов или граффити на поверхностях чьей-то собственности. Но стрит-арт сейчас это не только каракули твоего соседа на трансформаторной будке. Это что-то, что вызывает эмоции, резонирует с окружающей реальностью и помогает взглянуть иначе на пространство вокруг.
Я предлагаю прогуляться по улицам Нижнего Новгорода, чтобы понять, насколько город и стрит-арт совместимы и что рисунки на стенах не всегда вандализм, а чаще всего продолжение логического целого.
Автор: Наталья Ёркина
Для начала пройдёмся вдоль правого берега Оки, по Черниговской улице. В конце XIX века здесь появился архитектурно-строительный комплекс, состоявший из доходных домов, гостиниц и крупных промышленных предприятий, большая часть которых хоть и искажена пристройками и переделками, но сохранила свой облик.
К сожалению, Нижний Новгород — это кладбище красивых зданий, а главный архитектор города пошёл в профессию не по любви, поэтому сейчас улицу иначе как мрачной, заброшенной или непривлекательной обычно не называют. Хотя даже в этом есть своя эстетика.
Точка 1. Мукомольный завод
Один из ярких примеров «заброшки» на Черниговской улице — комплекс мукомольной мельницы торгового дома «Емельян Башкиров с сыновьями».
Историческая справка
Семейное предприятие ведало хлебной торговлей и производством муки. К началу ХХ века мельница Башкирова занимала целый квартал в границах участков Предтеченской улицы (ныне Гаршина) и Благовещенской набережной реки Оки (ныне Черниговская улица), а также Грядского переулка (ныне не существует). В это время мельница Башкирова перерабатывала более 13,5 тыс. пудов зерна в сутки.
В 2007 году Нижегородский мукомольный завод перестал работать и был заброшен. Комплекс мельницы — объект культурного наследия регионального значения. В состав комплекса входил ряд исторических объектов, часть которых, например лабазы, то включались, то исключались из этого списка и в какой-то переломный момент всё равно были снесены предприимчивыми владельцами земли.
На освобождённой территории планируется построить многоквартирный жилой дом. И это всё, что нужно знать об отношении к объектам культурного наследия в Нижнем Новгороде.
В 2019 году в рамках проекта Intervals на здание элеватора мукомольного завода был нанесён масштабный рисунок. Вот что о нём говорит автор проекта, московский художник Андрей Бергер: «Для меня очень важно, чтобы работа создавалась в контексте места, ситуации, в которую она попадает. Я хотел срифмовать поверхность заброшенных элеваторов этого завода и реку, возле которой он находится, чтобы река словно включила его в свой контекст».
Удивительно, но место и впрямь приобрело отдельную и в то же время единую атмосферу пространства, став точкой притяжения ценителей уличного искусства и не только. Работа не разрушала, а, наоборот, привносила что-то новое. Наверное, если воспринимать реставрацию здания как вторую жизнь, ну или хотя бы как умелую пластику, то стрит-арт можно воспринимать как способ реинкарнации.
Андрей Бергер: «Я хотел срифмовать поверхность заброшенных элеваторов этого завода и реку, возле которой он находится, чтобы река словно включила его в свой контекст».
К сожалению, на момент окончания написания статьи элеваторы также были снесены и наблюдать работу Бергера вживую невозможно. Повезло, что есть YouTube и фотографии.
В целом это не единственная работа в непосредственной близости к мукомольному заводу. Рядом, на заборах, огораживающих территорию завода, можно найти ещё не до конца потерянные рисунки нижегородской художницы Елены Лисицы.
Елена оставляет всегда очень двоякое впечатление. С одной стороны, мне безумно нравится то, что она делает. С другой же, это не совсем про меня сейчас, но определённо про меня в детстве. Представляю себя дома. Ночь, в детской белая дверь, на которую транслируются диафильмы. Сказка о потерянном времени, что-то про братьев Солнце и Месяц. Проектор греется, пахнет плёнкой. Сестра читает быстрее меня. Вот работы Лисицы для меня как диафильмы, которые спроецированы на здания.
А ещё в здании мукомольного комплекса живут уличные панды Александра Stan, как минимум подпись команды «Той», жёлтый лист Кости Августа, незаметная птичка Birdly и другие работы. Кстати, увидев жёлтый лист Кости, ты не сможешь его развидеть. Начнёшь видеть его везде, а листов на самом деле нарисовано очень много, но глаз не цепляется, а после того, как один раз сфокусировался на нём — всё, теперь этот лист с тобой навсегда.
Адрес: улица Гаршина, 40 / Черниговская улица
Для исследователей стрит-арта
Если тебе не интересны полузаброшенные здания, на этом сайте есть карта уличного искусства — можешь выбрать более подходящие объекты для исследования. А если не любишь гулять один, то знай, самые лучшие экскурсии проводит Дима, а записаться можно тут.
Точка 2. Ромодановский вокзал
Вверх по Черниговской улице, совсем недалеко от мукомольного завода, найдёшь здание Ромодановского вокзала.
Историческая справка
Это старинное здание конечной станции железнодорожной линии Тимирязево — Нижний Новгород. Саму линию протяжённостью 272 версты (≈ 290 км) построило акционерное общество Московско-Казанской железной дороги и относилось к ней вплоть до 1945 года. Железная дорога, проложенная здесь вдоль Оки, медленно поднималась к станции Мыза и отличалась живописностью. Сейчас здание вокзала, расположенное под метромостом, среди кустов и заброшенных сооружений, выглядит как минимум странно. Но к концу XIX века лучшее место для вокзала нельзя было и представить: по соседству — гостиницы, магазины, кипела торговля.
Здание выкупила транспортная фирма «НоваКард» и полностью его отреставрировала. Работы вели по старинным снимкам известного фотографа того времени Максима Петровича Дмитриева. Во время реконструкции архитектор Виктор Зубков настоял на том, чтобы все архитектурные «излишества» восстановили в точности. Благодаря этому есть возможность наблюдать исторический облик здания.
Напротив Ромодановского вокзала, на опоре метромоста, расположены работы Руслана Basir, Максима Трулова, Никиты Nomerz, а также Антона Табатчикова. И да, это можно было бы счесть за порчу опоры, но получилось отличное место для фото, где регулярно собираются подростки и куда водят экскурсии.
Пространство также используется как открытая арт-площадка для уличных мероприятий. На что могло бы рассчитывать это место, не будь там стрит-арта?
Адрес: Казанская площадь, 1 / Черниговская улица
Точка 3. Куйбышевская водокачка
Продолжая идти вперёд по Черниговской улице, ты хоть и не без труда, но обнаружишь огромное здание заброшенной Куйбышевской водокачки в эклектическом стиле. Ориентиром может служить водонапорная башня, на которой еще видна работа Никиты Nomerz «Большой Брат». Кстати, весьма жутковатая, но определенно подчеркивающая дух места.
Когда-то Куйбышевская водокачка была двухэтажной станцией из двух больших залов, нескольких секций, со множеством колодцев и резервуаров и высокой дымовой трубой. А сейчас она смотрит пустыми глазницами водонапорной башни куда-то на другой берег.
Историческая справка
Куйбышевскую водокачку построили в 1880 году для второго городского водопровода (первый водопровод проложили в 1847 году по проекту инженера А. И. Дельвига). В том же году запустили паровые машины, поднимающие воду в гору. Машины были отечественного производства, полностью сконструированы и установлены нижегородским конструктором Василием Калашниковым взамен иностранного оборудования.
Почти 30 лет вода, подаваемая этой станцией жителям верхней части Нижнего Новгорода, была бесплатной. Станция просуществовала до 1988 года (108 лет), а 31 августа 1993 года водонапорную станцию признали объектом культурного наследия и передали в аренду частным лицам, которые не стали заниматься зданием, что привело к его практически полному разрушению.
Внутри станции, на стенах, можно найти огромное количество работ как нижегородских, так и приезжающих в город художников. Тут нужно оговориться: как мне кажется, важно понимать, что стрит-арт умеет не нарушать границы «здоровых» зданий, а дополнять и лечить уже «больные».
Так, места с хорошими работами становятся практически запретными для вандалов. В самом деле, в главном зале Куйбышевской водокачки, который больше всего напоминает галерею, на удивление чисто, если это слово вообще применимо к «заброшке». Хотя и «заброшкой» назвать Куйбышевскую водокачку трудно: тут постоянно есть люди, которые приходят фотографировать работы уличных художников и просто проникнуться атмосферой места.
Потенциально здание водокачки могло бы стать отличным местом для галереи стрит-арта, например. В целом оно уже стало своеобразной галереей: пол починить, потолок вернуть — и вуаля! Можно было бы собирать толпы туристов, что приносило бы деньги городу, но реальность такова, что вряд ли это здание будет когда-то восстановлено в своем изначальном облике или обретёт новую жизнь.
Сейчас тут представлены работы Никиты Nomerz, Елены Лисицы (разные и много), коллектива Muddlehood, команды «Той». Можно найти стул от Артёма Филатова (я очень надеюсь, что это стул, а то мало ли), а также чьи-то очень выразительные рисунки, авторов которых я не смогла идентифицировать в друзьях у Никиты Nomerz.
Важно! Не ходи туда ночью, в дождливую погоду, зимой и если не уверен, что любишь колодцы со штырями внутри.
Адрес: ул. Черниговская, 30
Стрит-арт как оберег
Кажется, в Нижнем Новгороде стрит-арт выполняет чуть ли не функцию оберега — охраняет дома от разных бедствий. Это звучит немного странно, потому что при упоминании каких-то рисунков на домах обычно хочется вспомнить «теорию разбитых окон», основной тезис которой звучит так: «Если разбитое окно в доме остаётся неотремонтированным, то вскоре остальные окна тоже будут разбиты». Проще говоря, в местах, где есть некое количество беспорядка, этот беспорядок будет только разрастаться. А также истории о том, что, тщательно следя за порядком на улицах и в том числе смывая граффити со стен, нью-йоркские власти якобы добились значительного снижения преступности в городе.
Но у меня для тебя плохие новости. Первой книгой, которая опровергла теорию разбитых окон, стала «Иллюзия порядка» Бернара Харкура. Автор указывает, что за 30 лет существования этой теории она никогда не была подтверждена эмпирически, наоборот, имеющиеся исследования ей противоречат. А в 2004 году сам соавтор теории разбитых окон Джеймс Уилсон заявил: «Я до сих пор не знаю, снижает ли борьба с беспорядком уровень преступности… Бог его знает, как оно на самом деле».
Процесс, который запускается в Нижнем после нанесения рисунка на стену дома, максимально не похож на то, что описано в «теории разбитых окон». Не остаётся ощущения испорченности, вандализма и разрушения. Как раз наоборот. Но это лучше разобрать на примерах.
Джеймс Уилсон: «Я до сих пор не знаю, снижает ли борьба с беспорядком уровень преступности… Бог его знает, как оно на самом деле».
В рамках проекта «Новый Город: Древний» от жителей домов собирали заявки о том, хотят ли они, чтобы на их дом были нанесены работы уличных художников. Для некоторых жильцов это был последний шанс защитить родной дом от поджогов и недобросовестных застройщиков.
Для центра Нижнего Новгорода характерно большое количество старых деревянных домов, большая часть которых представляет историческую ценность, но при этом находится в плачевном состоянии. Деревянные дома очень быстро приходят в негодность, если из них исчезают жильцы. Сначала дом начинает «косить», потом «мутнеют» окна, а затем дом окончательно умирает.
В Нижнем в какой-то момент привыкаешь, что тебя окружают «мёртвые» дома. Перестаёшь обращать на них внимание. И большое количество уникальных домов становятся каким-то серым, заурядным фоном. Но с появлением на доме рисунка он снова становится заметным и возникает на туристических картах города. Работает это очень просто. К дому начинают водить экскурсии, кроме того, люди начинают чаще искать информацию об истории дома. Больше внимания это всегда больше обсуждения общественности, а значит, выше шансы на сохранение.
Оберег 1. «Кружевной» дом
Для того чтобы посмотреть на дома с оберегами, нужно будет подняться вверх, на улицу Нестерова. Тут расположился «кружевной» дом. Почему-то, вспоминая кружево, хочется думать про наличники. Кажется абсолютно очевидным, что при описании дома больше не к чему применить это слово. Но это не так.
Историческая справка
Дом по улице Нестерова, 35 — один из первых кооперативных домов, построенный в 1926 году самими будущими жителями на Больничной улице, которая позже была переименована в Нестерова. Современные жители дома — прямые потомки тех, кто поселился здесь тогда, а потомки архитектора живут тут до сих пор.
Дом был расписан Тимофеем Радя из Екатеринбурга и Стасом Добрым из Москвы. Работа «Кружева Памяти» покрывает дом целиком, со всех сторон, обволакивая, закрывая и как бы защищая. В то же время она настолько естественно выглядит на деревянной поверхности дома, что кажется: чья-то бабушка просто сплела очередную кружевную салфетку, но не на стол, а для всего дома.
Обойди дом, посмотри на шикарные балконы и уютный внутренний двор. И вспомни, что самая вкусная сладость детства — это варенье!
Адрес: ул. Нестерова, 35
Оберег 2. Дом Щелоковых
В 10 минутах пешком, на Варварской улице, 8, расположен дом Щелоковых — один из редчайших примеров деревянной застройки Нижнего Новгорода периода классицизма.
Историческая справка
Построен в 1820-е годы, предположительно, по проекту архитектора И. Е. Ефимова. Научное и архитектурно-художественное значение в том, что это замечательный образец деревянного зодчества периода классицизма, сохранивший объёмно-пространственную и объёмно-планировочную структуру, ряд первоначальных архитектурных деталей декора.
После национализации дома в 1918 году здесь устроили квартиры, а в 1996 году произошёл пожар, в результате которого здание сильно пострадало и с тех пор пустовало.
Не совсем ясно, были ли планы по реставрации дома, но в 2014 году здание выставлялось на аукцион. Звучали успокаивающие речи о том, что градозащитникам нет смысла беспокоиться, дом не потеряет статуса памятника. Но что-то пошло не так, и всё, что спасает сейчас дом от полного упадка, — стрит-арт-работа Ильи Мозги «Теплей». Чёрный и плотный забор, защищающий память. Можно говорить, что работа мрачная, что дом-то за ней совсем не видно. Но до этой работы дом был покрыт просто слоем фанеры, так как была произведена так называемая консервация, и это выглядело в разы хуже.
Адрес: ул. Варварская, 8
Лёд тронулся?
Кстати, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин во время посещения улицы Варварская сказал: «Дом “с болью” — Варварская, 8. Художники наделили его смыслами, но от боли надо избавляться. Средства выделены, проект готов. И по всем подобным домам мы будем искать решения». Ну что ж, кажется, лёд тронулся.
Оберег 3. Дом причта Трёх Святителей
В получасе ходьбы от дома Щелоковых, на Славянской улице, 1, расположен дом причта церкви Трёх Святителей. Окна нижнего этажа забиты досками, «законсервированы». Именно эту консервацию и обыграл в своей работе «Консервированный уют» нижегородский художник Яков Хорев. На месте окон теперь красуются нарисованные консервные банки, внутри которых то, что можно увидеть, подглядывая в окна: чужой быт, уютные интерьеры и тепло, которое больше не будет жить в этом доме.
Историческая справка
Дом был построен в 1911 году по проекту архитектора Алексея Полтанова и предназначен для постоянного проживания церковнослужителей и их семей.
Выразительный пример нижегородской деревянной архитектуры и быта конца XIX — начала XX века. Обладает стилистическими признаками рационализма. Современный облик практически в точности соответствует проектному чертежу.
Как гласит табличка, в доме жил известный учёный-этнограф, просветитель, член Нижегородской губернской учёной архивной комиссии протоиерей Пётр Альбицкий, ставший настоятелем церкви Трёх Святителей в 1913 году, а также известный краевед Дмитрий Смирнов.
Оберег 4. Жилой дом Гусевых
На противоположной стороне виднеется главный дом усадьбы Гусевых. На торце дома мурал от нижегородского художника Андрея Оленева. Цвета, которыми нарисован мурал, обычно называют пыльными. Возможно, поэтому работа Андрея у меня ассоциируется с чем-то вроде выцветшей фотографии, на которой не видно лиц, но отчетливо ощущается старость.
В оконных проемах первого этажа можно найти вторую работу художника — «Отбившись от стаи». Среди нескольких бродячих собак есть один пёс, который смотрит вперед, на двери, держа при этом палку в зубах. Он рад обретению нового дома.
Историческая справка
Усадьба Гусевых — это комплекс из трёх зданий: главный дом, флигель и надворный флигель. Главный дом — яркий пример нижегородской деревянной архитектуры периода поздней эклектики. Отличительная черта здания — своеобразная асимметрия композиции главного фасада, заложенная в проекте известного нижегородского архитектора С. А. Левкова, которому и была свойственна эта «фасадичность» проектирования.
Благодаря этому архитектура дома отвечает приёмам и формам эклектики, при этом сохраняя черты модерна. Здание — пример развития профессиональной нижегородской архитектуры начала XX века и представлет собой один из типов жилого дома городской усадьбы этого периода.
Адрес: ул. Славянская, 4а, (литера Б)
Оберег 5. Дом с «тёплыми» растениями
Соседний дом, расположенный по адресу: Славянская, 3 (литера А), украшен цветочными заплатками от Елены Лисицы. Работа называется «Тёплые растения». В оконных проёмах первого этажа, на деревянных поверхностях, вставленных вместо стёкол, нарисованы различные растения и их названия. Кажется, что этот этаж дома уже захвачен природой.
Историческая справка
Дом возведён в 1895 году под надзором архитектора городской управы Фёдора Фалина. Облик здания и его стилистическое решение отражают особенности формирования нижегородских деревянных многоквартирных жилых домов рубежа XIX—XX веков.
Объёмно-пространственная композиция дома дополнена массивным двухоконным эркером, расположенным на центральной оси симметричного главного фасада и завершённым надстройкой с треугольным фронтоном. Первоначальный декор здания утрачен и будет восстановлен в ходе реставрации.
На доме висит табличка, которая сообщает, что работы по сохранению дома ведутся на деньги нижегородцев. Конечно, очень печально, что за дом ведут борьбу люди, а не государство. И уж как-то совсем странно называть вандализмом то, что охраняет, дополняет и украшает дом.
Адрес: ул. Славянская, 3а
Нижегородский стрит-арт в моём представлении про какую-то бесконечную доброту и поддержку. Он исключительно аккуратный и бережный. Мне кажется, что это очень круто, когда человек, не находящийся внутри, а наблюдающий снаружи, может понять о чём это, почувствовать настроения, понять зачем это всё делается, зачастую не понимая при этом, о чём те или иные работы. А ещё меня искренне восхищает, как художники учитывают контекст, фактуру местности, архитектурные особенности здания и поверхности. Поэтому работы и выглядят частью чего-то целого и не отторгаемого домом.
А ещё он про диалоги и про вопросы. Приезжай, поговорим.
Фотографии Натальи Ёркиной