Найти тему
Мозаика Гродно

Накопление пассивного словаря (часть 2)

Автор Шидловская Наталья Александровна (логопед-дефектолог ЦДР Мозаика)

Итак, продолжим описание игр, которые помогут вашему ребенку пополнить пассивный словарь.

Отгадай загадку — покажи отгадку.

Посадите малыша на ковер и разложите перед ним предметные картинки изображениями вверх. Затем предложите поиграть: А сейчас мы будем отгадывать загадки — слушай внимательно! Покажи, чем едят суп (картинка «ложка»). Покажи, что катится (картинка «мячик»). Покажи, чем можно рисовать (картинка «фломастер»). Покажи, что надевают на голову (картинка «шапка»). Найди и покажи то, что можно кушать (картинки «яблоко», «конфетка», «сыр») и т.д. Если малыш испытывает затруднения в поиске нужной картинки, можно дать более развернутое описание нужного предмета, например: Он синего цвета, с ним можно играть — он катится! (Мяч) Она теплая, вязаная, ее надевают на голову, чтобы ветер не надул в ушки. (Шапка) Если и в случае развернутого описания ребенок не смог найти нужную картинку, следует показать ему реальный предмет, описать его свойства, обыграть его.

Великаны и лилипуты

-2

Предложите малышу поиграть в великанов и лилипутов. Давай поиграем в великанов и лилипутов. Великаны — большие. Когда изображаем великанов, стоим во весь рост. А лилипуты очень маленькие. Когда изображаем лилипутов, присаживаемся на корточки. Слушай внимательно, что я буду говорить: говорю «великаны» — стоим, говорю «лилипуты» — присаживаемся! Покажите малышу нужные движения: встаньте во весь рост и присядьте на корточки, побуждая малыша повторять движения за вами. Когда малыш поймет объяснение простых правил игры, можно начинать игру:

взрослый поочередно произносит слова «лилипуты» и «великаны», одновременно выполняя соответствующие движения, а ребенок слушает и повторяет движения. Сначала игра выполняется не спеша, постепенно темп произнесения слов и смены движений ускоряется. Игру можно усложнить — только отдавать команды, оставаясь в одной позе.

Много или мало?

-3

В этой игре мы учим малыша понимать слова «один», «много», «мало» и использовать соответствующие жесты. В игре можно использовать игрушки небольших размеров: кубики, счетные палочки, шарики и т.п., а также соответствующие жесты-«один» (показываем указательный палец), «мало» (обводим пальцем предметы) и «много» (широкий обводящий жест вокруг группы предметов). Расположитесь на ковре, разложите перед ребенком кубики: в одной куче много кубиков, а в другой мало: Посмотри, вот кубики и вот тоже кубики. Тут много кубиков (+ жест), а тут мало кубиков (+ жест). Покажи, где мало кубиков. Как ты покажешь, что кубиков мало? (Побуждаем малыша показать жест) А много кубиков? Как ты покажешь, что кубиков много? (Побуждаем показать жест) Вот один кубик (+ жест). Возьми один кубик. Покажи, что кубик один. (побуждаем малыша показать жест.) В речи взрослый силой голоса выделяет произне слов «один», «много», «мало». Эту игру полезно повторять, используя разный предметный материал.

Где много, а где мало?

Для игры надо подготовить предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве один и много (такие изображения можно подобрать из наглядного материала по развитию математических представлений). Разложите перед малышом картинки и дайте задание: Покажи, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы? и т.д.

Большой или маленький?

-4

В этой игре мы учим малыша лучше понимать понятия «бальшой» и «маленький», а также использовать соответствующие жесты. Подберите для игры подходящие игрушки и предметы. Покажите малышу большой и маленький мячи: Посмотри, вот мяч и вот тоже мяч. Мячи одинаковые? Нет, мячи разные. Этот мяч большой! (+ жест), а этот мяч маленький (+ жест). Какой этот мяч — покажи. (Побуждаем малыша показать жест) Правильно, маленький. А этот мячик какой? Покажи! (Побуждаем малыша показать жест) Большой мяч. В речевом сопровождении игры взрослый выделяет интонационные проговаривание слов «большой» и «маленький». Эту игру полезно повторять, используя образный предметный материал (в дальнейшем можно использовать картинки).

Найди по цвету!

-5

В этой игре мы учим малыша лучше понимать слова, обозначающие цвет предметов. Подберите для игры разноцветные предметы например разноцветные шарики или кубики. Затем попросите малыша выбрать и дать вам предмет заданного цвета: Посмотри, какие красивые разноцветные шарики! Дай мне красный шарик, Молодец! А теперь найди синий шарик, и т.д. Чтобы мальшу было интереснее, можно давать задания от имени любимой игрушки. Такую игру можно повторять, используя разные игрушки и предметы. В дальнейшем можно использовать карточки с изображениями предметов определенных цветов.